НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ АНО "ЦЕНТР "ТИ-Р"
Международное движение Transparency International в своем очередном докладе «Экспорт коррупции» (Exporting Corruption) включило Россию в группу стран, которые практически не принимают необходимых мер по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц. При этом доля России в мировом экспорте составляет 1,9%.
В период с 2016 по 2019 год в России не было возбуждено ни одного дела по факту подкупа иностранных должностных лиц, при этом было начато лишь одно расследование. Министерство юстиции сообщило об этом единственном расследовании в Рабочую группу ОЭСР по борьбе со взяточничеством, но не предоставило никаких подробностей. Следственный комитет также отказался предоставить какую-либо дополнительную информацию сотрудникам «Трансперенси Интернешнл — Россия». На просьбу прокомментировать проект доклада Transparency International в части, касающейся России, российские власти ответили отказом.
Эксперты отделений Transparency International изучали работу надзорных, следственных и судебных органов 47 стран, подписавших Конвенцию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, в том числе и России. Примечательно, что на эти 47 стран приходится 83% мирового экспорта.
Составители доклада распределили исследованные страны по четырем категориям:




- активно противодействующие экспорту коррупции (4): США, Великобритания, Швейцария, Израиль (на них приходится 16,5% мирового экспорта);
- противодействующие экспорту коррупции не в полной мере (9): Германия, Франция, Италия, Испания, Австралия, Бразилия, Швеция, Норвегия, Португалия (на них приходится 20,2% мирового экспорта);
- недостаточно противодействующие экспорту коррупции (15): Нидерланды, Канада, Австрия, Дания, Южная Африка, Аргентина, Чили, Греция, Колумбия, Литва, Новая Зеландия, Словения, Коста-Рика, Эстония, Латвия (на них приходится 9,6% мирового экспорта);
- практически не принимающие необходимых мер для противодействия экспорту коррупции или не принимающие их вовсе (19): Китай, Япония, Южная Корея, Гонконг, Индия, Мексика, Ирландия, Россия, Бельгия, Сингапур, Польша, Турция, Чехия, Люксембург, Венгрия, Финляндия, Словакия, Перу, Болгария (на них приходится 36,5% мирового экспорта).
Лишь четыре из 47 стран-участниц Конвенции ОЭСР активно применяли законодательство против подкупа должностных лиц. При этом на них приходится 16,5% мирового экспорта. Для сравнения: в 2018 году речь шла о семи странах, на которые приходилось 27% мирового экспорта.
Почти три четверти стран-участниц Конвенции противодействовали подкупу иностранных должностных лиц в недостаточной степени или не применяли соответствующих мер вовсе. При этом на них приходится почти половина всего мирового экспорта.
Согласно докладу, крупнейшими мировыми экспортерами с худшими показателями являются Китай, Япония, Нидерланды, Южная Корея, Гонконг, Канада, Индия и Мексика.
Китай — крупнейший в мире экспортер — не смог начать ни одного расследования по факту подкупа иностранных должностных лиц в период с 2016 по 2019 год, несмотря на то, что китайские компании участвовали в многочисленных скандалах и расследованиях, проводимых другими странами.
Германия, которая является третьим по величине экспортером (7,6% мирового экспорта), провела меньше расследований и закрыла меньше дел по факту подкупа иностранных должностных лиц, чем за предыдущий период, по которому проводилась оценка. Так же ухудшили свои показатели, входящая в десятку крупнейших экспортеров Италия (2,6% мирового экспорта) и Норвегия (0,6%).
И наоборот, Франция и Испания, на которые приходится 3,5% и 2% мирового экспорта соответственно, улучшили свои показатели.
США, Великобритания, Швейцария и Израиль — единственные упомянутые в докладе страны, которые продолжают активно бороться с подкупом иностранных должностных лиц.
По результатам исследования эксперты Transparency International рекомендовали правительствам стран публиковать в открытом доступе актуальные данные о делах, связанных с подкупом иностранных граждан; внедрить инструменты компенсации вреда лицам, пострадавшим от коррупции; а также содействовать трансграничным расследованиям и совершенствовать практику взаимной юридической помощи.
Рекомендации для России
- Создать и разместить в открытом доступе реестр бенефициарных владельцев юридических лиц.
- Ввести уголовную ответственность за нематериальные взятки, а также за обещания и предложения взятки, независимо от тяжести преступления.
- Разработать закон о защите заявителей, охватывающий как государственный, так и частный секторы.
- Стимулировать компании к введению антикоррупционных мер (комплаенс) и налагать санкции за их несоблюдение.
- Министерству юстиции предоставить информацию о работе, проделанной в направлении борьбы с подкупом иностранных должностных лиц.
- Следственному комитету создать специальную группу по расследованию дел о подкупе иностранных должностных лиц.
- Провести специальные обучающие тренинги для следователей, ведущих дела о подкупе иностранных должностных лиц.
- Улучшить меры контроля для предотвращения отмывания денег в банках и других соответствующих организациях и др.
Читать доклад полностью (на английском языке)
Transparency International выпускает доклад «Экспорт коррупции» начиная с 2005 года. В нем страны подразделяются на четыре категории в соответствии с тем, насколько успешно они борются с такой проблемой, как подкуп иностранных должностных лиц. Успешность борьбы оценивается в зависимости от количества дел, которые власти соответствующих стран возбудили за последние четыре года, и от количества дел, которые за этот период времени привели к тем или иным санкциям. Доля стран в мировом экспорте также влияет на оценку.