НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ АНО "ЦЕНТР "ТИ-Р"
Новый доклад международного движения Transparency International «Экспорт коррупции» (Exporting Corruption) опубликован 11 октября.
Эксперты Transparency International изучили работу надзорных, следственных и судебных органов 43 из 44 стран, подписавших Конвенцию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, а также Индии, Китая и Гонконга. На эти 47 стран и территорий в совокупности приходится 84% мирового экспорта.
Международное движение Transparency International публикует исследование «Экспорт коррупции» с 2005 года. Оценка успешности усилий той или иной страны по противодействию экспорту коррупции зависит от количества дел, возбужденных в государстве по факту подкупа зарубежных чиновников за последние четыре года, и результативности этих расследований. Также на оценку влияет доля страны в мировом экспорте. В очередном выпуске исследования Россия вновь попала в группу государств, которые практически не принимают необходимых мер по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц.
Все исследованные страны распределены по четырем категориям:
- активно противодействующие экспорту коррупции (в эту группу по итогам нынешнего исследования попали только два государства — США и Швейцария, на долю которых приходится 11,8% мирового экспорта);
- противодействующие экспорту коррупции не в полной мере (Германия, Франция, Австралия, Норвегия, Латвия, а также находившиеся в прошлой версии доклада категорией выше Великобритания и Израиль; суммарно 16,9% мирового экспорта);
- недостаточно противодействующие экспорту коррупции (Нидерланды, Канада, Австрия, Южно-Африканская Республика, Аргентина, Чили, Греция, Колумбия, Новая Зеландия, Перу, Словения, Коста-Рика, Эстония, а также находившиеся в прошлой версии доклада категорией выше Италия, Швеция, Бразилия, Испания и Португалия; суммарно 15,5% мирового экспорта);
- практически не принимающие необходимых мер для противодействия экспорту коррупции или не принимающие их вовсе.
На долю 20 стран, попавших в эту последнюю категорию, приходится 39,8% мирового экспорта. Это Китай, Япония, Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Индия, Мексика, Россия, Бельгия, Ирландия, Польша, Турция, Чешская Республика, Люксембург, Венгрия, Словакия, Финляндия, Болгария, а также находившиеся в прошлой версии исследования категорией выше Дания и Литва.
Только два государства продемонстрировали по сравнению с исследованием 2020 года такой прогресс, который позволил им подняться категорией выше, — это Латвия и Перу. Число стран, активно противодействующих экспорту коррупции, продолжает сокращаться, равно как и суммарная доля в мировом экспорте государств, причисленных к этой категории (2 государства и 11,8% сейчас; 4 государства и 16,5% в 2020 году; 7 государств и 27% — в 2018-м). В числе распространенных проблем — недостаточная защита заявителей о коррупции, недофинансированность правоохранительных структур, призванных противодействовать коррупции, и их недостаточная координация. Редкостью остается выплата компенсаций в пользу пострадавших от коррупционных действий: как правило, наложенные на компании штрафы и конфискованные доходы от незаконных сделок идут в казну государства, где зарегистрирована та или иная транснациональная корпорация.
В разделе доклада, посвященном России (на ее долю приходится 1,9% мирового экспорта), отмечено, что в 2018–2021 гг. в РФ не было доведено до суда и завершено ни одного дела о подкупе иностранных должностных лиц. Есть информация лишь об одном случае расследования такого дела, при этом подробности неизвестны: сведения взяты из отчета российских властей ОЭСР, а направленные «Трансперенси» запросы о предоставлении детальной информации остались без ответа.
В России не существует централизованного публичного реестра бенефициарных собственников компаний. В российском праве не установлена уголовная ответственность юридических лиц, а для качественного расследования экспорта коррупции в рамках административного производства правоохранительным органам недостает ни полномочий, ни мотивации.
Противодействие экспорту коррупции в целом не входит в число приоритетов российской власти, отмечают эксперты, а общество недостаточно осведомлено о проблеме. В России не публикуются ни статистика о преследовании за подкуп зарубежных должностных лиц, ни сведения о запросах взаимной правовой помощи, связанных с этой темой.
Сокращаются возможности для противодействия экспорту коррупции, доступные гражданскому обществу. Например, в марте 2022 года коммерческие банки получили право не раскрывать сведения о составе акционеров, руководстве и совете директоров, а также не публиковать финансовую отчетность. Ранее ряд организаций, в том числе НКО, получили разрешение не раскрывать личности своих учредителей и совладельцев.
До сих пор не принят отдельный закон о защите заявителей о коррупции. Принятый в августе 2021 года Национальный план противодействия коррупции предусматривает проведение обзора правоприменительной практики по этому вопросу. Однако правительственный законопроект о защите людей, заявивших о коррупции, Госдума отклонила во втором чтении по просьбе самого Правительства еще в июне 2019 года. Нет и информации о случаях компенсации вреда, нанесенного пострадавшим от коррупционных действий. Штрафы, которые могут быть наложены на признанных виновными в коррупционных преступлениях, в России уплачиваются в пользу государственного бюджета.
Между тем глобальную известность приобрели по крайней мере два случая, в которых российские компании признали ответственность за подкуп должностных лиц за рубежом и уплатили большие штрафы. В середине 2010-х гг. «МТС» и «Вымпелком» заключили соглашения с Департаментом юстиции США и американской Комиссией по ценным бумагам (SEC) о выплате штрафов в $850 млн и $450 млн соответственно за взятки, которые те давали в Узбекистане дочери бывшего президента Узбекистана Гульнаре Каримовой. В случае «Вымпелкома» стороной соглашения выступала также прокуратура Нидерландов. «Трансперенси Интернешнл — Россия» обратится в Следственный комитет РФ с заявлением об этом акте экспорта коррупции, за который спустя 10 лет никто не привлечен к ответственности в РФ.
Рекомендации для России
- Создать и разместить в открытом доступе реестр бенефициарных владельцев юридических лиц.
- Ввести уголовную ответственность за нематериальные взятки, а также за обещания и предложения взятки, независимо от тяжести преступления.
- Министерству юстиции предоставить информацию о работе, проделанной в направлении борьбы с подкупом иностранных должностных лиц.
- Разработать и внести на рассмотрение Госдумы закон о защите заявителей, охватывающий как государственный, так и частный секторы.
- Стимулировать компании к введению антикоррупционных мер (комплаенс) и налагать санкции за их несоблюдение.
- Следственному комитету создать специальную группу по расследованию дел о подкупе иностранных должностных лиц.
- Исключить деятельное раскаяние в случаях подкупа зарубежных должностных лиц, как это уже сделано в административной ответственности юридических лиц
- Провести специальные обучающие тренинги для следователей, ведущих дела о подкупе иностранных должностных лиц.
- Приоритизировать расследование и преследование отмывания денег.
- Создать правовую базу для обращения частных лиц и компаний в суд с исками о компенсации вреда, нанесенного им коррупционными действиями.
Прочитать доклад полностью вы можете на сайте международного движения Transparency International.