НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ АНО "ЦЕНТР "ТИ-Р"
Международное движение Transparency International представляет доклад «Большая двадцатка: лидеры или лодыри?». Он посвящен тому, как страны G20 исполняют обязательства, которые они взяли на себя на саммите в австралийском Брисбене в 2014 году. Россия оказалась в числе стран, которые показали средний результат.
Брисбенские обязательства касаются раскрытия информации о бенефициарных собственниках компаний. Страны-участники саммита договорились, что необходимо ввести в законодательство понятие «бенефициарный собственник» и обеспечить всем уполномоченным органам доступ к информации о конечных собственниках компаний. Также они решили, что финансовые институты (например, банки) обязаны проверять информацию о конечных бенефициарах платежей, которые проходят через эти институты.
Эксперты Transparency International оценивали в первую очередь новые правовые нормы, принятые за последние три года (с момента публикации предыдущего доклада) и направленные на повышение прозрачности коммерческого сектора, в том числе на борьбу с отмыванием денег. Например, исследователи проверяли, есть ли в публичном доступе информация о конечных бенефициарах компаний, работающих в той или иной стране.
В докладе страны сгруппированы в зависимости от того, как они выполнили взятые на себя обязательства. Лучше всех исполняют взятые на себя обязательства Великобритания, Франция, Испания и Италия, хуже всех — Канада и Южная Корея. Россия попала в среднюю группу, вместе с другими странами, которые выполнили обязательства на 40–60 %.
Эксперты отметили усилия России по идентификации бенефициарных собственников финансовых учреждений и борьбе с отмыванием денег в финансовом секторе. Однако они отмечают, что зачастую государство полагается на декларации самих финансовых учреждений, не исследуя независимые источники информации. Также эксперты подвергли критике деятельность Росфинмониторинга, который декларирует последовательную борьбу с отмыванием денег, однако результаты этих усилий недоступны общественности.
Авторы доклада отмечают, что в России закреплено понятие политически значимых лиц (politically exposed persons, PEPs), однако на практике мер контроля за их деятельностью в коммерческой сфере (в том числе через членов семьи и других связанных лиц) предпринимается недостаточно.
В России отсутствуют меры, направленные на установление бенефициаров дорогостоящей собственности: дорогих машин, яхт, элитной недвижимости. Это также может быть использовано для отмывания денег.
Эксперты Transparency International рекомендуют правительствам стран «Большой двадцатки»:
- создавать независимые реестры конечных бенефициаров компаний и делать их общедоступными;
- обеспечить действенные механизмы обмена налоговой информацией;
- ограничить деятельность тех финансовых учреждений, чьи бенефициарные собственники не установлены;
- искоренить институт номинальных собственников компаний;
- на регулярной основе проводить оценку рисков отмывания денег, привлекая к таким исследованиям экспертов из бизнеса и НКО, и делать результаты публичными.