НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ АНО "ЦЕНТР "ТИ-Р"
Более двух третей из 159 стран, включенных в Индекс восприятия коррупции (ИВК) 2005, набрали меньше 5 баллов из 10 возможных, что указывает на высокий уровень коррупции в большинстве стран, включенных в индекс.
Коррупция продолжает угрожать развитию
Данные ИВК 2005 г. свидетельствуют о том, что наименее развитые страны мира несут двойное бремя: бремя нищеты и бремя коррупции.
Коррупция является не только главной причиной нищеты, но и препятствием к ее преодолению. Эти два бича нашего времени питают друг друга, ввергая народы в замкнутый круг страданий. Для того, чтобы помощь, предоставляемая для освобождения народов от бедности стала по-настоящему эффективной, необходимо уделять гораздо больше внимания борьбе с коррупцией.
Несмотря на успехи, достигнутые на многих фронтах, включая скорое введение в силу Конвенции ООН по противодействию коррупции, семьдесят стран – практически половина от всех, включенных в Индекс – набрали менее чем по 3 балла ИВК, что указывает на всю серьезность проблемы коррупции. Среди стран, включенных в Индекс, проблема взяточничества воспринимается наиболее серьезно в Чаде, Бангладеш, Туркменистане, Мьянме, и Гаити, то есть в странах, которые в то же время входят в число наиболее бедных государств мира.
Международное сообщество поставило перед собой цель снижения числа людей, живущих в крайней нищете, вдвое к 2015 г. Коррупция препятствует достижению этой Задачи Развития Нового Тысячелетия, подрывая экономический рост и устойчивое развитие, которые могли бы вызволить миллионы людей из ловушки нищеты. Борьба с коррупцией должна стать центральным пунктом планов по увеличению объемов ресурсов, направляемых на решение этой задачи международными донорами и национальными правительствами.
Более того, широкомасштабные исследования показывают, что в страны, считающиеся коррумпированными, направляется меньше иностранных инвестиций, что еще более уменьшает их шансы на процветание. В то же время, если таким странам удается улучшить государственное управление и снизить уровень коррупции, там возникает т.н. «эффект развития», который, по мнению Института Мирового Банка, может включать снижение детской смертности, рост доходов на душу населения и повышение уровня грамотности.
В рамках инициативы по снижению долгового бремени бедных стран с высоким уровнем задолженности, девятнадцать беднейших стран мира смогли пересмотреть свою задолженность на более льготных условиях, что является свидетельством успехов проводимых ими экономических реформ. Однако ни одна из этих стран не смогла набрать больше 4 баллов ИВК, что указывает на существование в этих государствах высоких, а зачастую и высочайших уровней коррупции. Эти страны по-прежнему сталкиваются с серьезной опасностью того, что средства, появившиеся у них благодаря снижению долгового бремени и ныне включаемые в национальные бюджеты, могут пропасть из-за алчности, расточительства, и ошибок в управлении. Усилия и ресурсы, направленные на включение в программу снижения долгового бремени, должны быть также использованы и на противодействие коррупции.
Противодействие коррупции и проведение реформ получателями международной помощи являются важнейшими условиями повышения ее эффективности, а также решения задач экономического развития, поставленных международным сообществом.
Коррупция – это не стихийное бедствие. Это хладнокровное, расчетливое лишение шанса на надежду мужчин, женщин и детей, которые не имеют возможности защитить себя. Лидеры должны отбросить словесные игры и начать выполнять свои обещания по направлению усилий и ресурсов на совершенствование государственного управления, повышение прозрачности и подотчетности.
Успехи в противодействии коррупции
Согласно оценкам, использовавшимся для расчёта Индекса в 2004 и 2005 годах, уровень коррупции вырос в таких странах, как Коста-Рика, Габон, Непал, Папуа Новая Гвинея, Россия, Сейшельские Острова, Шри-Ланка, Суринам, Тринидад и Тобаго, и Уругвай. В то же время, за последний год в некоторых странах и территориях (Эстония, Франция, Гонконг, Япония, Иордания, Казахстан, Нигерия, Катар, Тайвань, и Турция) был отмечен значительный прогресс, т.е. зафиксированный на основе оценок уровень коррупции снизился.
Недавняя ратификация Конвенции ООН по противодействию коррупции создала всемирную правовую основу устойчивого прогресса в противостоянии взяточничеству. Конвенция, вступающая в силу в декабре 2005 г., ускорит возвращение украденных средств, подтолкнет банковские центры к принятию мер против отмывания денег, позволит национальным государствам преследовать в судебном порядке иностранные компании и граждан, совершивших коррупционные преступления на их территории, и запретит подкуп должностных лиц иностранных государств. Те страны с низкими доходами, которые ввели в действие эту Конвенцию, получают фору в гонке за иностранными инвестициями и экономическим ростом.
Благосостояние не является определяющим фактором в достижении успехов в противодействии коррупции
Благосостояние не является необходимой предпосылкой успешного противостояния коррупции. Новый анализ долговременных тенденций, выявленных ИВК, показывает, что за последние десять лет согласно оценкам уровень коррупции значительно снизился в таких странах с низкими доходами, как Эстония, Колумбия и Болгария.
В то же время, в таких богатых странах, как Канада и Ирландия, за десять лет был отмечен заметный рост уровня восприятия коррупции. Этот факт говорит о том, что даже богатые страны, занимающие высокие места в Индексе, должны прилагать усилия для того, чтобы поддерживать антикоррупционный климат.
Кроме того, ответственность за противостояние коррупции не должна лежать исключительно на бедных странах. Богатые государства, наряду с расследованием многочисленных коррупционных дел на своей территории, должны разделить это бремя, обеспечив неучастие своих компаний в коррупционных деяниях за рубежом. Нарушители должны подвергаться судебным преследованиям и лишаться права участия в государственных тендерах.
Достижению устойчивого прогресса в борьбе с коррупцией может помочь и Всемирная Торговая Организация, для чего она должна активно пропагандировать принципы прозрачности и противостояния коррупции в мировой торговле.
Последствия антикоррупционной политики очевидны: такие факторы риска, как непрозрачность государственных органов, чрезмерное влияние отдельных олигархических групп и нарушения в финансировании политических партий существуют как в богатых, так и в бедных странах, и ни одна из богатых стран не гарантирована от бича коррупции.
Рекомендации
Со стороны государств с низкими доходами:
• Направить более значительные ресурсы на противостояние коррупции и проявить большую политическую волю в проведении антикоррупционных мер.
• Обеспечить больший доступ граждан к информации о бюджетах, доходах и расходах.
Со стороны государств с высокими доходами:
• Сочетать увеличение помощи с поддержкой реформ, проводимых странами-получателями.
• Сокращать масштабы «связанной» помощи, поскольку она не учитывает все нужды страны-получателя и ограничивает свободу распоряжения средствами.
Со стороны всех государств:
• Способствовать тесной координации действий правительств, частного сектора и гражданского общества, направленных на повышение эффективности и устойчивости усилий в противостоянии коррупции и совершенствованию государственного управления.
• Ратифицировать, применять, и отслеживать соблюдение существующих антикоррупционных конвенций во всех странах в целях соблюдения единых международных норм. Это относится к Конвенции ООН по противодействию коррупции, Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств, и региональных конвенций Африканского Союза и Организации Американских Государств.