Программы инвестиционного гражданства несут коррупционные риски: что говорится в докладе TI и Global Witness о европейских «золотых визах»

9 октября Transparency International и организация Global Witness представили доклад «Укрытие в Европе: тайный мир «золотых виз» (TI European Getaway: Inside the Murky World of Golden Visas) в присутствии депутатов Европарламента и представителей Еврокомиссии. Авторы доклада констатируют, что программы «золотых виз» (покупка вида на жительство или даже гражданства стран Евросоюза) создают серьезные коррупционные риски как для ЕС в целом, так и для стран, которые эти программы реализуют.

Cхема «золотых виз» предполагает ускоренное получение гражданства или вида на жительство в обмен на значительные инвестиции в страну, например, в недвижимость, в национальный фонд развития, гособлигации или акции госкомпаний. Такие программы действуют во многих странах Евросоюза, так как это источник быстрой прибыли. Ими нередко пользуются, среди прочих, россияне: как добросовестные частные бизнесмены, так и должностные лица и менеджеры компаний с государственным участием, а также подозреваемые в коррупции и отмывании денег.


  • За последние 10 лет благодаря «золотым визам»  6 тысяч человек получили гражданство Евросоюза и еще 100 тысяч человек — вид на жительство. Лишь две страны ЕС — Мальта и Австрия — публикуют списки людей, получивших гражданство таким путем.
  • Лидерами по продаже инвестиционного гражданства оказались Испания, Венгрия, Латвия, Португалия и Великобритания — больше чем по 10 тысяч  «золотых виз» каждая.
  • Схемы продажи гражданства привлекли около € 25 млрд в Евросоюз за последнее десятилетие, причем 7 из 17 стран не сообщили, сколько инвестиций они привлекли.
  • Больше всех зарабатывают в год Испания(€976 млн), Кипр(€ 914 млн), Португалия(€ 670 млн) и Великобритания(€ 498 млн).
  • Относительно размеров экономики самые большие доходы от программ «золотых виз» получают Кипр (€4,8 млрд с 2013 года) и Мальта (€718 млн с 2014 года.
  • Дешевле всех свое гражданство ценят Греция и Латвия — примерно в €250 тысяч. Кипрский паспорт обойдется в € 2 млн, австрийский — до € 10 млн.

Далеко не все страны интересуются источником дохода кандидатов на получение инвестиционного гражданства. , Венгрия, Латвия и Великобритания одобрили 90% заявок на вид на жительство. Венгерская программа завершилась из-за того, что этой схемой воспользовались лица с сомнительными источниками доходов, а  Великобритании и Латвии пришлось заморозить свои программы и даже рассмотреть вопрос об отзыве вида на жительство после скандалов.

Кипр и Португалия вообще не учитывают источник средств на покупку гражданства, несмотря на недавние изменения в схеме получения инвестиционных виз. На Мальте хоть и действует четырёхуровневый режим проверки благонадежности, местные чиновники пользуются особыми полномочиями при принятии решения о праве заявителя на участие в программе. Даже лица, имеющие судимость или находящиеся под следствием, могут по-прежнему рассматриваться в силу «особых обстоятельств».

Transparency InternationaI рекомендует властям Евросоюза:

  • установить общеевропейские стандарты усиленного контроля  и прозрачности, чтобы предотвратить злоупотребление программой «золотых виз», а также проинформировать всех граждан ЕС о рисках и выгодах, связанных с этими схемами;
  • создать механизм регулярной оценки коррупционных и иных рисков и принятия соответствующих мер по смягчению их последствий;
  • расширить требования по борьбе с отмыванием денег для того, чтобы все лица, вовлеченные в индустрию «золотых виз», включая уполномоченных агентов, были обязаны соблюдать эти правила.
  • создание механизмов координации и обмена информацией между государствами в отношении заявителя на программу инвестиционного гражданства;

Transparency International призывает государства Евросоюза, имеющие программу инвестиционного гражданства:

  • убедиться, что все заявители на получение «золотой визы» и члены их семей проходят усиленную проверку. Вся информация, предоставленная заявителями, должна быть проверена ответственным государственным органом, а не частными лицами;
  • обеспечить проверку происхождения доходов на приобретение гражданства;
  • обеспечить проверку в рамках гражданского или уголовного судопроизводства в отношении заявителя или членов его семьи;
  • обеспечить сохранение в архиве надлежащих документов, касающихся решений о выдаче гражданства;
  • осуществлять надзор, регулярно анализировать схему инвестиционных виз и публиковать соответствующие отчеты;
  • проводить оценки воздействия и вносить необходимые коррективы.
  • создать механизм получения сообщений, например, от заявителей о коррупции;  
  • аннулировать права на гражданство или вид на жительство в случае обнаружения доказательств коррупции или причастности к преступлениям;
  • публиковать статистические данные о количестве одобренных заявок, а также имена и страны происхождения заявителей;
  • делиться с властями Евросоюза информацией о лицах, которым было отказано в получении «золотой визы».

Коррупционные риски в сфере получения «золотых виз» касаются не только стран-участниц Евросоюза, но и тех, откуда заявители родом. В России это прежде всего касается публичных должностных лиц и их семей. Мы уже писали о том, как чиновники и их семьи становятся обладателями мальтийского гражданства — это не только служит основанием для увольнения чиновника, но и выяснением происхождения средств на такую дорогостоящую покупку, ведь зачастую в антикоррупционных декларациях указанных сумм дохода не хватает на приобретение инвестиционных виз и паспортов.