НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ АНО "ЦЕНТР "ТИ-Р"
Международное антикоррупционное движение Transparency International опубликовало исследование «Индекс восприятия коррупции» (Corruption Perceptions Index, CPI) за 2021 год. В этот раз Россия набрала 29 баллов из 100 и заняла 136-е место из 180. Столько же набрали Ангола, Либерия и Мали.
Индекс восприятия коррупции (ИВК) — составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Он выходит ежегодно с 1995 года и уже более двух десятков лет остается самой широко используемой оценкой коррупции в публичном секторе.
Transparency International составляет Индекс восприятия коррупции на основе экспертных оценок, которые предоставляют независимые организации по всему миру. В ИВК-2021 180 стран и территорий оценены на базе 13 экспертных оценок и опросов. Страны ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где 0 обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а 100 — самый низкий.
Значение индекса в 29 единиц характеризует очень высокий уровень восприятия коррупции. В 2021 году Россия набрала на один балл меньше, чем в 2020-м. Мали также потеряла один балл; результаты других стран, с которыми Россия получила равное количество баллов год назад, либо не изменились (Азербайджан, 30 баллов), либо улучшились (Габон — 31 балл, +1; Малави — 35 баллов; +5).
Мировые показатели и тенденции
Результаты ИВК-2021 демонстрируют, что страны, в которых гражданские и политические свободы хорошо защищены, в целом лучше справляются с обузданием коррупции. Основополагающие свободы, такие как свобода ассоциаций и выражения мнений, имеют ключевое значение в борьбе за мир без коррупции.
В 2021 году к лидерам прошлогоднего рейтинга — Дании и Новой Зеландии — прибавилась Финляндия: эти три страны получили по 88 баллов и разделили первое место в ИВК-2021. Между тем более двух третей (68%) исследованных стран набрали менее 50 баллов из 100. Состав «замыкающей» тройки рейтинга не изменился с 2020 года: в ней остались Южный Судан (11 баллов), а также Сирия и Сомали (по 13 баллов).
Среди стран, результаты которых не изменились по сравнению с ИВК-2020, оказались США, причем 67 баллов — это по-прежнему самое низкое значение индекса страны в ИВК с 2012 года. В целом по оценке Transparency International за последнее десятилетие 131 страна не добилась существенного прогресса в борьбе с коррупцией, а для 27 стран показатель ИВК достиг исторического минимума.
Среди стран СНГ и географических соседей России улучшили свои оценки в сравнении с ИВК-2020 только Молдова (36 баллов, +2) и Узбекистан (28 баллов, +2). Результаты Армении (49 баллов), Азербайджана (30 баллов), Таджикистана (25 баллов) и Туркменистана (19 баллов) с 2020 года не изменились. Показатели Грузии (55 баллов), Украины (32 балла) и Казахстана (37 баллов) снизились на 1 балл. Кыргызстан (27 баллов) потерял четыре балла, Беларусь (41 балл) — сразу шесть.
Не изменились показатели трех из пяти стран БРИКС — ЮАР (44 балла), Индии (40 баллов) и Бразилии (38 баллов). Китай получил в ИВК-2021 45 баллов (+3).

Рекомендации
Результаты стран год к году по нынешней методологии ИВК корректно сравнивать начиная с 2012 года. На протяжении всех этих лет оценка России колеблется незначительно, что отражает отсутствие системных изменений к лучшему в сфере противодействия коррупции.

«Мелкие колебания в Индексе не говорят об уровне коррупции в стране — надо смотреть на тренд. Для реального улучшения позиций страны в ИВК нужно не только проводить антикоррупционные реформы, но и обеспечивать реальное преследование коррупционеров, демонстрировать неотвратимость наказания».
В условиях, когда любые негосударственные инициативы, транслирующие альтернативное мнение, вытесняются из публичного поля, общественность утрачивает шансы участвовать в принятии политически значимых решений. Это, в свою очередь, ведет к отсутствию подотчетности со стороны государства и публичных должностных лиц, сокрытию информации и сокращению числа надежных ее источников.
Государство аккумулирует все больше сведений, имеющих ценность для общественного контроля. Однако именно от общества эта информация все чаще оказывается скрыта. Последовательно сокращается число публичных должностных лиц, сведения о доходах и имуществе которых публикуются. Все больше информации о закупках, проводимых государственными ведомствами, также становится недоступно для общественного контроля.
Серьезной проблемой остается отсутствие законодательной защиты заявителей о коррупции. Стагнирует и ситуация с исполнением многих обязательств по антикоррупционному реформированию, которые приняла на себя Россия, в частности по линии Группы государств против коррупции (ГРЕКО) и на Антикоррупционном саммите в Лондоне.
Раскрытие общественно значимой информации и обеспечение доступа к ней, активное включение представителей общества в антикоррупционную деятельность и следование лучшим практикам антикоррупции, в том числе в рамках сотрудничества с международными институтами, должны стать основными ориентирами на пути к повышению эффективности и качества государственного управления.
Справедливое правоприменение, а также проведение политики и принятие законов, направленных на изменение коррумпированных систем, отношений и связей, неизбежно приведут к смягчению противоречий в обществе, распространению прозрачности и подотчетности и наиболее полной реализации прав всех граждан России.

«Системное противодействие коррупции невозможно без участия активных граждан, хорошо осведомленных о негативных эффектах коррупции и разделяющих ценности прозрачности и подотчетности.
“Трансперенси” занимается антикоррупционным просвещением стратегически. В наших программах антикоррупционного просвещения — Лаборатории университетской прозрачности, Школе районной антикоррупции и других — только за минувший год приняли участие 1363 человека. В этом году мы запускаем курс практической антикоррупции в Свободном университете и просветительские мероприятия для предпринимательниц и людей искусства.
Массовое просвещение о негативных эффектах коррупции и о том уроне, который она наносит общему благосостоянию, снижает терпимость к любым формам коррупционного поведения в обществе. Такая ценностная трансформация становится приметой времени и формирует четкий запрос на противодействие коррупции.
Мы рассчитываем, что наши усилия по снижению терпимости к коррупции поддержат представители как общества, так и бизнеса и власти. И мы знаем, что вместе мы можем изменить наше общее будущее».
Материалы ИВК-2021