«Трансперенси» выяснила, как руководители комитетов Госдумы лоббируют интересы крупного бизнеса

Центр «Трансперенси Интернешнл — Россия» в Барнауле проанализировал деятельность одиннадцати председателей комитетов Госдумы седьмого созыва и двух заместителей председателя и выяснил, что они обладают высоким лоббистским потенциалом и могут получать преимущества от принимаемых законопроектов. При этом депутаты зачастую тесно связаны с отраслью бизнеса, которую регулирует возглавляемый ими думский комитет, и действуют в интересах этой отрасли.

Например, в инициативах председателя Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галины Хованской можно усмотреть интересы ресурсоснабжающих и строительных компаний, которые выступали её донорами на выборах. Депутат дорабатывала законопроект о программе столичной реновации, в которой участвует строительная компания S.Holding, принадлежащая помощнику Хованской Алексею Шепелю. Председатель комитета по энергетике и член коллегии Министерства энергетики РФ Павел Завальный, будучи президентом «Российского газового общества» и экс-главой «Газпром трансгаз Югорск», продвигает интересы «Газпрома». Например, он вносил поправки в шельфовое законодательство в части определения статуса искусственных островов, плавучих буровых и других сооружений для разработки месторождений. Заместитель председателя Комитета по аграрным вопросам и член коллегии Министерства сельского хозяйства Айрат Хайруллин в свою очередь продвигает интересы аграриев, совпадающие с интересами связанных с ним бизнес-структур. Среди других депутатов-лоббистов — глава Комитета по информационной политике Леонид Левин, который продвигает интересы телеканалов, председатель Комитета по транспорту и строительству и лоббист компаний-грузоперевозчиков Евгений Москвичев, а также первый зампред Комитета по экономической политике Владимир Гутенев, продвигающий интересы «Ростеха».

Экспертная группа «Трансперенси» проанализировала биографии, законотворческую и медийную активность депутатов, их связи с органами власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также сведения о лицах и организациях, которые поддерживали их на выборах. Мы оценили, какие комитеты интересуют лоббистов в первую очередь, как происходит взаимодействие с профильными министерскими коллегиями и обратили особое внимание на статус советников депутатов на общественных началах и работу экспертных советов при комитетах Госдумы. Мы считаем необходимым разработку и имплементацию норм и правил для лоббирования с привлечением экспертного и бизнес-сообщества, что позволит снизить коррупционные риски законотворческого процесса и повысит доверие к парламенту.

Более подробно о лоббистах в комитетах Госдумы читайте в нашем материале: https://lobbying.transparency.org.ru/komiteti/.


По определению Transparency International, лоббирование — это прямое или косвенное воздействие на государственных должностных лиц, политических руководителей или их представителей с целью оказания влияния на принятие управленческих решений в пользу конкретной группы