НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ АНО "ЦЕНТР "ТИ-Р"
«Трансперенси Интернешнл-Р» публикует исследование о конфликте интересов в общественных советах при федеральных органах исполнительной власти.
Согласно Федеральному закону от 21.07.2014 N 212-ФЗ, ключевыми принципами общественного контроля являются самостоятельность его субъектов и их независимость от органов власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций. Общественные советы призваны контролировать деятельность федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ).
Эффективность работы таких советов предполагает полное отсутствие личной заинтересованности у их членов. Стандарт деятельности общественного совета при ФОИВ обязывает любого члена совета подать уведомление о конфликте интересов, если у него возникает личная заинтересованность, которая приводит или даже только может привести к конфликту интересов (реальный или потенциальный конфликт интересов).
Исследователи «Трансперенси» провели мониторинг 50 общественных советов при ФОИВ. По его результатам у 241 из 1252 членов действующих советов обнаружены признаки конфликта интересов в 328 случаях (у некоторых персон возникло сразу по несколько различных типовых ситуаций). Лидером по количеству признаков конфликта интересов стала Роспечать (23), за ней идет Министерство культуры (19), а третье место делят между собой Ростехнадзор и Рособрнадзор (по 14).
Чаще всего выявленные ситуации с признаками конфликта интересов связаны:
-
с выдачей субсидий или грантов;
-
с присутствием в составе совете бенефициаров госконтрактов, соглашений и партнерских проектов;
-
с выдачей лицензий, сертификатов и аккредитаций.
Какого именно рода ситуации возникают в том или ином ФОИВ, определяется спецификой и профилем деятельности и полномочиями этого органа власти.
Наличие у членов совета взаимосвязей с ведомством, общественный контроль за которым они призваны осуществлять, ограничивает их независимость и нивелирует уровень доверия к ним. Кроме того, лояльность лично заинтересованных членов совета может помочь ведомству избежать должного контроля со стороны общества, а сами члены совета, в свою очередь, могут преследовать личные интересы или интересы своих предприятий.
Результаты исследования указывают на недостаточное внимание к возможной личной заинтересованности у претендентов при выборах в состав общественного совета или на сложность ее идентификации при существующей системе отбора, а также на закрытость и неэффективность существующего института разрешения конфликта интересов. На сайте Общественной палаты РФ не удалось обнаружить никакой информации ни об уведомлениях о конфликте интересов, поданных членами советов, ни о работе по разрешению таких конфликтов. Между тем председатель общественного совета и Общественная палата РФ обязаны также сами принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, о котором им стало известно, — вплоть до прекращения полномочий члена совета.
Эксперты «Трансперенси Интернешнл-Р» сформулировали по итогам исследования рекомендации для Общественной палаты РФ:
-
разработать методические рекомендации о типовых ситуациях конфликта интересов и порядке их разрешения;
-
проводить дополнительную разъяснительную работу на этапе отбора кандидатов в члены советов;
-
разобрать установленные случаи конфликта интересов и выявить причины, по которым они не были идентифицированы;
-
наладить информирование о работе по разрешению конфликта интересов на официальном сайте ОП РФ, например в виде открытого реестра информации.
Полный текст доклада об исследовании «Конфликт интересов в общественных советах при федеральных органах исполнительной власти» доступен здесь.