«Трансперенси» оценила выполнение Россией III раунда рекомендаций ГРЕКО

24 мая Центр «Трансперенси Интернешнл - Р» представил доклад по анализу выполнения Россией III раунда рекомендаций Группы государств против коррупции (ГРЕКО) по внедрению международных антикоррупционных стандартов. На презентации присутствовали представители органов власти и политических партий, политологи, действующие политтехнологи и эксперты в области прозрачности финансирования политических партий.

Мы оценили выполнение рекомендаций III раунда по двум темам: Тема I «Криминализация преступных деяний» и Тема II «Прозрачность финансирования политических партий». Выводы ТИ-Р не во всем совпадают с выводами ГРЕКО: по Теме I мы оценили иначе исполнение трех из девяти рекомендаций; по Теме II – десять из двенадцати. По рекомендациям, которые касаются криминализации преступных деяний, наша оценка почти везде совпадает с позицией ГРЕКО, поскольку удовлетворительное выполнение рекомендаций требует принятия федеральных законов для внесения изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, часть из которых, на момент оценки, были приняты. Однако наша оценка выполнения рекомендаций по повышению прозрачности финансирования политических партий почти полностью разошлась с оценкой ГРЕКО. Для более высокой оценки выполнения не хватило правоприменительной практики. Кроме того, мы выяснили, что существующие санкции не обладают сдерживающим эффектом и не служат эффективным инструментом борьбы с нарушениями в финансировании политических партий и их избирательных кампаний.

Мы предложили участникам презентации высказаться на тему прозрачности финансирования политических партий и их избирательных кампаний.  Член совета Движения в защиту прав избирателей «Голос» Станислав Андрейчук, который выступал консультантом проекта, отметил проблему неисполнения рекомендаций не только ГРЕКО, но и ОБСЕ. «Рекомендации любой международной организации узкого технического характера, которые почти не влияют на процесс выборов, исполняются повсеместно. Однако системные и глубокие рекомендации зачастую исполняются частично или остаются без внимания органов государственной власти», – заметил Андрейчук. Помимо этого он обратил внимание, что в современном государстве очень сложно совместить идею о максимальной прозрачности и широких правах избирателя. Андрейчук также согласился с авторами доклада в том, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и избиркомы в целом обладают ограниченными полномочиями по проверке финансовой отчетности политических партий. «Проблема заключается в том, что у ЦИК и региональных избирательных комиссий отсутствуют инструментальные полномочия», – подчеркнул Андрейчук. Избирательные комиссии проверяют правильность заполнения представленных партией форм отчетности, но получить доступ напрямую к различным реестрам и данным по финансированию они не могут, поскольку это относится к ведению ФНС, Росфинмониторинга и других органов исполнительной власти.

GRECO3.jpg

Эксперт обратил внимание на еще одну проблему, которую затронули в докладе – злоупотребление служебными полномочиями во время избирательных кампаний. Андрейчук подчеркнул, что сегодня остро стоит проблема неравенства доступа кандидатов и партий к СМИ и совмещения агитационных кампаний с мероприятиями, которые кандидаты проводят в рамках исполнения полномочий представителей органов государственной власти. По второй проблеме есть решение – формально разграничить информирование о деятельности, например губернатора, и агитационную кампаню. Участвующее в избирательной кампании должностное лицо должно уходить в отпуск на весь период агитации.

Выступление эксперта «Голоса» сопровождалось активной дискуссией по поводу электорального законодательства. Вот основные рекомендации по изменению законодательства, на которых сошлись участники дискуссии:

  • реализовывать идею прозрачности и открытости финансовой информации партий для того, чтобы избиратель осознанно отдавал предпочтение кандидатам и партиям на выборах разного уровня;
  • унифицировать стандарты ведения избирательных кампаний и отчетности политических партий, не забывая о соотнесении этих стандартов с существующей политической реальностью;
  • синхронизировать деятельность ОБСЕ, ЦИК РФ, ГРЕКО и Генеральной прокуратуры РФ по вопросам прозрачности финансирования политических партий, где гражданское общество должно стать «смычкой» между разобщенными органами и институтами;
  • создать дорожную карту по регулированию расходования средств политическими партиями, чтобы снизить риск дискриминации малых партий и партий, не входящих в парламент;
  • внести изменения в регулирование отчетности, чтобы повысить информативность отчетов политических партий и ведения избирательных кампаний.

Участники дискуссии сошлись на том, что работы по регулированию и повышению прозрачности финансирования политических партий и их избирательных кампаний нужно вести постепенно при участии сразу нескольких заинтересованных сторон – и не только органов государственной власти и представителей политических партий, но и экспертов, членов малых партий и представителей гражданского общества. При этом подчеркивалось, что независимая оценка и обсуждение исполнения международных обязательств необходимы для формирования качественной обратной связи, а в этом заинтересована не только ГРЕКО, но и российские органы государственной власти.

Мы продолжим оценивать выполнение Российской Федерацией рекомендаций ГРЕКО и взаимодействовать с организациями гражданского общества, экспертным сообществом, аналитическими центрами и органами государственной власти на открытых дискуссионных площадках.

Тексты первого (I-II раунды) и второго (III раунд) докладов можно скачать по ссылке. Доклад об оценке рекомендаций IV раунда мы опубликуем во второй половине 2019 года.