Сибирские дороги

28.04.2017

Как ремонтируют дороги в Барнауле, Иркутске, Новосибирске, Омске, Томске и Чите

Время чтения – 20 минут

На основе открытых данных по 575 контрактам на ремонты дорог в шести сибирских городах – Барнауле, Иркутске, Новосибирске, Омске, Томске и Чите мы выявили схемы, по которым картели и аффилированные фирмы берут больше 50% всех подрядов. Для контроля дорожного ремонта мы сделали карту контрактов, по которой граждане могут отслеживать работы в своем городе.


П о данным Госавтоинспекции МВД РФ, в 2016 году в ДТП на дорогах России пострадало 221 000 человек (для сравнения – население среднего российского города составляет около 200 000 человек; так, например, в Бийске сейчас живет 203 826 человек). В автомобильных авариях за 2016 год погибли 20 308 человек.

Аварии происходят во всех городах мира, однако именно в России их причиной часто становится качество дорожного покрытия. Как следует из официальной статистики ГИБДД, третьей части всех ДТП России “сопутствовали неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети”.

В Сибири мало городов, в которых есть стопроцентно целые, неразрушенные дороги. Строго говоря, их два – Тюмень (в рейтинге хороших дорог Центра стратегических исследований компании “Росгосстрах”, составленных на основе отзывов горожан, она занимает второе место сразу после Грозного, и Кемерово – четвертое место). Хорошие оценки дорогам своего города ставят и новосибирцы.

Согласно статистике ГИБДД всего за 2016 год в шести описываемых нами городах произошло 7586 ДТП, в которых погибло 252 человека, а пострадало – 9283. Лидером по количеству ДТП является Омск (2320 происшествия, погибло 56 человек), по смертности – Новосибирск (74 погибших).

Анализ факторов показал, что 55% ДТП сопровождались инфраструктурными проблемами, среди которых: отсутствие разметки, дорожных знаков, дефекты покрытия и т.д.

Министерство транспорта РФ в рамках приоритетного проекта “Безопасные и качественные дороги” определило 37 городских агломераций, в которых до 2025 г. на содержание и строительство дорог будет потрачена огромная сумма – 540 млрд руб. В проект вошли пять из шести рассмотренных нами городов – все, кроме Читы. Во всех них нормативам не соответствует и половина дорог.

Качество дорог в сибирских городах

0-33% 33-66% 66-100%

44,4%

в нормативном
состоянии

40,2%

в нормативном
состоянии

30,9%

в нормативном
состоянии

19%

в нормативном
состоянии

36,6%

в нормативном
состоянии

Соответствие дорог нормативным требованиями согласно проекту “Безопасные и качественные дороги”.


Кто платит за содержание дорог

Региональный дорожный фонд формируется из нескольких составляющих. Это акцизы на топливо, транспортный налог и неналоговые доходы. Транспортный налог не зависит от того, какими дорогами мы пользуемся и сколько километров за год наезжаем – по факту, автомобилист платит за то, что у него есть автомобиль.

Основная составляющая дорожного фонда – доходы от акцизов на нефтепродукты. Дополнительные доходы в дорожный фонд государство получает, повышая акцизы на топливо – так, в 2016 году они поднимались дважды. Для автомобилистов это всегда означает подорожание бензина и дизельного топлива.

До 1 июня 2016 года акцизы на топливо оставались в бюджетах регионов. С 1 июня 2016 года в бюджетах регионов остается 88% акцизов, а 12% перечисляется в федеральный бюджет. В 2017 в федеральный бюджет будет уходить 38,3% акцизов на нефтепродукты, в 2018 году – 42,6%, а в 2019 году – 39,8%. Хотя, по данным Росавтодора, федеральные дороги соответствуют нормативам в среднем на 65%, а региональные на 35%.

Похожая схема действует и с финансированием муниципальных дорог. На них идут средства муниципального дорожного фонда, собственные средства муниципалитета и трансферты из бюджета региона.

Все штрафы, средства из бюджета и доходы от аренды земельных участков, расположенных в полосе отвода автодорог поступают в дорожные фонды соответствующих уровней.

Таким образом, дорожная сеть содержится на деньги налогоплательщиков. Поэтому во многих странах мира (в США, странах Западной Европы, Австралии) региональные и местные власти распоряжаются дорожным фондом под строгим контролем общества и СМИ. На сайтах дорожной администрации в открытом доступе есть данные о том, сколько денег пришло в дорожный фонд, как и на что они тратятся. В России, к сожалению, эта система пока менее прозрачна.

Недостаточно просто сложить деньги, потраченные на ремонт дорог, ведь в разных городах живет разное количество людей, и протяженность дорожной сети тоже отличается.


Кто зарабатывает на ремонте дорог

Мы проанализировали госконтракты на ремонт дорог в шести сибирских городах и представили их на инфографике ниже (недоступна на мобильных устройствах). Каждый прямоугольник – это компания-подрядчик, его размер – это сумма средств, освоенная им.

Всего за 2013-2016 годы нам удалось обнаружить госконтракты на ремонт дорог на общую сумму почти в 14,5 млрд рублей. Почти треть из этой суммы потратил крупнейший из городов – Новосибирск. Меньше всех потратил Томск – нам удалось найти контракты лишь на 982 млн руб.

Каждый из городов имеет свою специфику в распределении госконтрактов на ремонт дорог.


Барнаул

Всего было выделено 1 788,4 млн руб. В Барнауле крупнейшие получатели госконтрактов часто работает не через одну, а сразу через две компании, аффилированные друг с другом. И хотя ни одну из компаний в этом случае нельзя обвинить в нарушении закона, реальная конкуренция в действительности оказывается гораздо ниже, чем кажется на первый взгляд: три крупнейших группы собственников осваивают более 80% всех выделенных на ремонт дорог средств.

Сергей Багдасарян

altairegion22.ru

Семья Багдасарян
ООО ПСК “Индустрия”
Получено с госконтрактов: 655 млн руб.

Есть две компании с одинаковым названием – ООО ПСК “Индустрия”. Обе на момент получения ими госконтрактов контролировались семьей Багдасарян. Всего за 2013 – 2016 гг. компания получила более 655 млн руб. на ремонт дорог в Барнауле. Еще до этого компания ПСК “Индустрия” оказалась замешана в скандале, связанным с ремонтом дорог в Барнауле. Компания Багдасаряна, как сообщают СМИ, тогда освоила около 300 млн руб., а Игорь Савинцев был вынужден даже приостанавливать работы в середине лета из-за многочисленных жалоб граждан.

Алексей Андронов

asfera.info

Алексей Андронов и ГУП “Центральное ДРСУ”
ООО “Барнаульское дорожно-строительное управление № 4”
Получено с госконтрактов: 447,7 млн руб.

В 2015 – 2016 гг. “Барнаульское ДСУ №4” получило 3 больших госконтракта на ремонт ул. Солнечная поляна и проспектов Строителей и Калинина на общую сумму 447,7 млн руб. Собственниками компании является ГУП “Центральное ДРСУ” (37,6%) и ООО “Алтайский щебень” (62,4%), которым владеет Алексей Андронов. Алексей Андронов был самым богатым депутатом краевого парламента прошлого созыва, однако в декабре 2015 г. сложил мандат в связи с переменой места жительства. В нашумевшей публикации ИА “Банкфакс” 2010 г. Андронов обвинялся в том, что, являясь руководителем КГУП “Алтайкрайэнерго”, выплатил себе в течение квартала премиальных на 7 млн руб.

Семьи Фокиных и Отмашкиных
ООО “Алтайдорстрой” и ОАО “Алтайдорстрой”
Получено с госконтрактов: 351,9 млн руб.

В 2013 – 2014 гг. ООО “Алтайдорстрой” получило 279,1 млн руб. с госконтрактов на ремонт дорог. Генеральным директором компании на тот момент являлся Степан Фокин, а среди основных собственников значилась семья Отмашкиных. Позднее среди соучредителей появилась Марина Степановна Фокина. В 2014 г. возник новый “Алтайдорстрой”, генеральным директором которого вновь стал Степан Фокин. За 2015 г. компания получила 72,8 млн руб.


Иркутск

Всего было потрачено 2 768,1 млн руб. По нашим данным, в Иркутске главными игроками на рынке являются муниципальные и государственные предприятия. На них приходится почти 60% всех госконтрактов, по этому показателю город на втором месте после Томска. Можно предположить, что в реальности значительную часть работы могут выполнять субподрядчики, которые в таком случае определяются без всякого публичного конкурса.

Администрация Иркутска
МУП “Иркутскавтодор”
Получено с госконтрактов: 1 291,8 млн руб.

ВС 2013 по 2016 год муниципальное предприятие “Иркутскавтодор” получает половину всех госконтрактов на ремонт дорог. Нам не удалось выяснить, привлекает ли МУП субподрячиков для выполнения работ по госконтрактам. Если говорить о персональной ответственности за состояние отремонтированных дорог, то за рассматриваемый период в организации работает уже третий директор – с 2015 г. им является Михаил Чайковский.

Ваган Саргсян

baikal-info.ru

Ваган Саргсян
ООО “Строительно-производственная база “СоюзСтрой”
Получено с госконтрактов: 471,6 млн руб.

Вагану Саргсяну, кроме указанной фирмы, также принадлежит ряд компаний в строительной сфере. Компания “СоюзСтрой” получала подряды на ряд социально-значимых объектов. Например, год назад именно она выиграла тендер на ремонт взлетно-посадочной полосы иркутского аэропорта на 390 млн руб.

Правительство Иркутской области
ОАО “Дорожная служба Иркутской области”(ДСИО)
Получено с госконтрактов: 349,9 млн руб.

Акционером ОАО “Дорожная служба Иркутской области” является министерство имущественных отношений Иркутской области. Компания за свою историю имела ряд коррупционных скандалов. При губернаторе Сергее Ерощенко в 2014 г. был арестован министр промышленности и лесного комплекса Кирилл Торопов. В деле Торопова упоминалась и ДСИО, которая получала госконтракты без конкуренции, а затем отдавала их аффилированным с чиновниками субподрядчикам. При губернаторе Сергее Левченко в 2016 г. правительство области попыталось заключить миллиардный контракт с ДСИО на содержание дорог региона без проведения конкурсных процедур. После вмешательства антимонопольной службы контракт был разорван.


Новосибирск

Всего было потрачено 5 392,5 млн руб. В Новосибирске сложилась, на первый взгляд, наиболее конкурентная среда. Хотя есть небольшое количество крупнейших получателей госконтрактов, ни один из них не занимает долю более 30%. Однако в реальности два крупнейших подрядчика в сумме делят около 56% всех средств. При этом компании на протяжении определенного времени были тесно связаны друг с другом.

Альберт Кошкин

tayga.info

Альберт Кошкин и АФК “Система”
ОАО “Сибмост”
Получено с госконтрактов: 1 571,4 млн руб.

Основным владельцем компании “Сибмост” долгое время был ее генеральный директор Альберт Кошкин. Однако после появления претензий на 4 млрд руб. от “Сбербанка”, контроль над компанией, по сообщениям СМИ, перешел к АФК “Системе” и “Сбербанку”. В то же время компания не смогла взыскать с мэрии Новосибирска 2,5 млрд руб. убытков, которые получила при строительстве Бугринского моста. В 2015 году власти Красноярска предъявили претензии (тут наверное лучше поставить линк на эту или более позднюю новость. Неясно, были ли предъявлены претензии и чем дело кончилось) к “Сибмосту” за несданный в срок мост через реку Качу.

Андрей Мороцкий
ООО “Сибавтобан” и ООО “Фэцит”
Получено с госконтрактов: 1 462,8 млн руб.

В разное время учредителями “Сибавтобана” были “Сибмост” и его дочернее предприятие ООО “Фэцит”, совладельцем которого был Андрей Мороцкий. В конце 2016 г. компания “Сибавтобан” выиграла аукцион на право заключить контракт на 3 млрд руб. на строительство дороги в Красноярске. Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский ранее занимал должности мэра Новосибирска и губернатора Новосибирской области. Позднее УФАС отменила результаты аукциона из-за того, что “Ситиавтобан” не предоставила необходимые для участия в аукционе документы. В период, когда Толоконский работал в Новосибирске, СМИ писали о том, что на счетах ООО “Фэцит” пропадают средства федерального бюджета, а сама компания не платит партнерам.

Иван Дингес

culture-nsk.ru

Семья Дингес
ООО “Дорсиб плюс”
Получено с госконтрактов: 658,6 млн руб.

50% “Дорсиб плюс” принадлежит Ивану Дингесу, 15% – его сыну Евгению. По сообщениям СМИ, компания часто побеждает на аукционах, на которых выступает единственным участником. Подтверждают это и данные системы госзакупок – четыре крупнейших контракта (более 100 млн руб. каждый) компания получила без какой-либо конкуренции. В 2016 г. “Дорсиб плюс” получил 109 млн руб. на ремонт нескольких улиц Новосибирска, Бердского шоссе и дамбы ГЭС.


Омск

Всего было потрачено 1 924,7 млн руб. Мы нашли очень мало контрактов на строительство и ремонт дорог в Омске, заключенных до 2016 года. Больше половины аукционов в Омске выигрывают компании семьи Григорян.

Арамик Григорян

bk55.ru

Семья Григорян
ООО “Сибирский региональный союз” и ООО “Росстройгрупп”
Получено с госконтрактов: 1 048,9 млн руб.

Семье Григорян достается более половины средств, выделенных на ремонт дорог в Омске. Госконтракты выигрывают две компании. ООО “Сибирский региональный союз” (получило 883,4 млн руб.) контролируется Григоряном Арамиком Рубеновичем, а ООО “Росстройгрупп” (получило 165,4 млн руб.) – Григоряном Арабо Арамиковичем. Примечательно, что УФАС по Омской области в конце 2016 г. возбуждало дело о картельном сговоре. В перечень компаний попал и “Сибирский региональный союз” и “Росстройгрупп”. Также в список попали и другие крупные получатели госконтрактов (например, строительная компания “Континент”, учрежденная Абгаром Айрапетяном и получившая более 54 млн руб., и ООО “Автодорсервис, учрежденная Маргаром Мелконяном и получившая 26 млн руб.).

Яков Вагнер

bk55.ru

Семья Вагнеров
ООО “Стройсервис”
Получено с госконтрактов: 402,6 млн руб.

СМИ связывают владельца 70% компании Якова Вагнера с экс-мэром Омска Виктором Шрейдером, который управлял городом в 2005 – 2011 гг. После ухода Виктора Шрейдера с поста мэра в 2011 году до 2016 года компания практически перестала получать контракты на ремонт дорог в Омске. В том же 2016 г. разгорелся громкий скандал в связи с получением компанией Вагнера дорогостоящего оборудования от муниципалитета за долги. Сам Яков Вагнер утверждает, что приобрел его по цене выше рыночной.

Арман Акопян
ООО “Стройтраст”
Получено с госконтрактов: 227,8 млн руб.

Компания Армана Акопяна освоила на госконтрактах более 200 млн руб., при этом именно к ней в 2016 г. было наибольшее число публичных претензий со стороны областного Минстроя. Компания в 2016 г. ремонтировала дороги по проспекту Мира, улице Волгоградская и на Красноярском тракте.


Томск

Всего было потрачено – 982 млн руб. В Томске фактически сложилась монополия на доступ к госконтрактам. 91,5% от общего объема госконтрактов досталось одной компании – УМП “Спецавтохозяйство г.Томска”, учрежденной Администрацией г. Томска. Компания получила от этих госконтрактов 898,2 млн руб. При этом значительная часть этих контрактов является в высшей степени непрозрачной – в системе госзакупок не удалось обнаружить информацию о том, какие участки дорог в Томске были отремонтированы по ним. В результате возможностей для общественного контроля практически не остается. Возможно, именно поэтому Томск и входит в тройку российских городов с самыми плохими дорогами.


Чита

Всего было потрачено – 1 608,7 млн руб. По 11 госконтрактам за 2013 – 2016 гг. нам не удалось обнаружить данных о том, какие же отрезки дороги ремонтировались. Этих сведений не оказалось в системе госзакупок – они не были указаны ни в заключенных контрактах, ни в актах выполненных работ, доступных на официальном портале. Всего по таким контрактам было освоено 662,8 млн руб., т.е. более 40% всех средств, направленных на ремонт читинских дорог за прошедшие четыре года.

Администрация г. Читы
МУП “Дорожно-мостовое ремонтно-строительное управление”
Получено с госконтрактов: 669,1 млн руб.

Крупнейшим получателем госконтрактов на ремонт дорог в Чите оказалось МУП “Дорожно-мостовое ремонтно-строительное управление”, учрежденное администрацией г. Читы. Всего за 2013 – 2016 гг. предприятие получило 24 госконтракта. С 2010 г. руководителем предприятия является Сергей Бессонов. Именно ДМРСУ стало основным получателем “непрозрачных” госконтрактов, о которых было сказано выше. На его долю пришлось почти 619 млн руб (или 92% всех полученных компанией госконтрактов).

Олег Шишов

svopi.ru

АФК “Система” и Олег Шишов
ООО НПО “Мостовик”
Получено с госконтрактов: 609,3 млн руб.

Омская компания НПО “Мостовик” стала одним из двух крупнейших получателей госконтрактов на ремонт дорог в Чите. На тот момент компания принадлежала ЗАО “Система – Галс”, собственником которого являлась АФК “Система” Владимира Евтушенкова. Управлял же “Мостовиком” Олег Шишов, позднее ставший соучредителем компании. В 2016 г. Шишов был осужден на четыре года колонии за уклонение от налогов и мошенничество в особо крупном размере. По сообщению ТАСС, суд доказал, что Шишов в 2009-2011 годах внес в финансовые документы ООО НПО “Мостовик” и налоговые декларации заведомо ложные сведения о выполнении рядом организаций-контрагентов строительно-монтажных работ на объектах во Владивостоке (мост на остров Русский в рамках подготовки к саммиту АТЭС, Приморский океанариум), в Омске, Тюмени, Тобольске, Сочи, а также в Астраханской, Московской областях и Забайкальском крае. В результате Шишов уклонился от уплаты НДС более чем на 478 млн рублей. Кроме того, были похищены полученные в виде аванса 526 млн рублей, выделенные на строительство окружной дороги Омска.

Лусине Варжапетян и Грачик Аракелян
ООО “Перспектив” и ООО “Дорстрой”
Получено с госконтрактов: 249,3 млн руб.

Третьей по объему получаемых госконтрактов в Чите является ООО “Дорстрой”, принадлежащее Лусине Варжапетян. При этом, компания получила всего два госконтракта. В 2013 г. она получила 45 млн руб. на ремонт ул. Усуглинской (гарантия составляла 5 лет), а в 2015 г. – 173,3 млн руб. на ремонт федеральной трассы Чита – Хабаровск (район Каштака). Еще 31,1 млн руб. заработало ООО “Перспектив”, где учредителем вместе с Лусине Варжпатян является Грачик Аракелян. Компания в 2015 г. выиграла контракт на ремонт все на том же отрезке федеральной трассы в районе Каштака.

Ситуация в Томске особенно показательна: муниципальное предприятие “Спецавтохозяйство Томска получает” 90% контрактов. В 2015–2017 годах оно получило одинаковые контракты на 300 млн руб. каждый, причем в конкурсной документации вместо четкого определения объекта закупки содержались списки всех улиц города и сметы. Кроме того, в 2016 и 2017 годах условием заключения контракта было наличие у исполнителя ранее исполненного аналогичного контракта. Этому условию по определению могло удовлетворять только “Спецавтохозяйство Томска”, получившее контракт в 2015 году как единственный участник конкурсной закупки.

Законы “О контрактной системе” и “О защите конкуренции” прямо запрещают вводить участников конкурсных процедур в заблуждение относительно объема и стоимости работ. Что же касается ограничений для участников конкурсных процедур по опыту работы, их, согласно федеральному законодательству, можно вводить только в том случае, если речь идет о капитальном ремонте дороги.

Подобные манипуляции с условиями конкурсных закупок могут рассматриваться как злоупотребления органов власти, направленные на обеспечение победы “нужного” участника конкурсных процедур. В таком случае они могут подпадать под действие не только антимонопольного, но и антикоррупционного законодательства.

Во многом аналогичная ситуация сложилась в Чите с контрактами МУП “Дорожно-мостовое ремонтно-строительное управление”, получившим за четыре года почти 670 млн руб. на ремонт дорог Читы. По обоим случаям Центром “Трансперенси Интернешнл – Россия” подготовлены и направлены письма в ФАС с просьбой вмешаться в сложившуюся ситуацию. Анализ контрактов во всех городах проекта еще продолжается.

Основные нарушения

Проведенный нами анализ позволил выявить ряд признаков нарушений, которые повышают стоимость дорог и ухудшают их качество в сибирских городах.

Необоснованное укрупнение лотов, позволяющее объединять ремонт всех городских улиц в один контракт. В результате участие в конкурсных процедурах могут принять лишь немногие компании. В 2016 году Верховный Суд Российской Федерации признал, что укрупнение лотов ограничивает конкуренцию на рынке ремонта дорог и нарушает принцип равнодоступности конкурсных процедур.

Непрозрачные условия техзаданий к контрактам, из которых невозможно узнать, какие улицы должны быть отремонтированы. На наш взгляд, такая формулировка техзадания приводит к ограничению конкуренции (ст. 17 Закона о защите конкуренции и ст. 33 закона “О федеральной контрактной системе”), поскольку отсутствует конкретное указание места выполнения работ. В результате потенциальный участник конкурсных процедур не может понять реальный объем работ по контракту, а общество не может проконтролировать качество выполнения работ. Особенно плохая ситуация с непрозрачностью условий контрактов сложилась в Томске и Чите.

Необоснованно сокращенные сроки выполнения работ. Такое ограничение, кроме того, что также сокращает конкуренцию, ведет к зависимости качества выполнения работ от погодных условий, поскольку в ситуации, когда работы по ремонту дорог необходимо выполнить в короткий срок, подрядчик вынужден это делать даже в ситуации, когда выпадающие осадки не позволяют соблюдать технологию.

Непрозрачное распределение субподрядов. В случае с Иркутском, Томском и Читой, значительную часть контрактов получают государственные и муниципальные предприятия, которые затем, уже без публичного конкурса, раздают заказы субподрядным организациям. Вследствие этого возникает потенциально коррупционная ситуация, которая уже вылилась в ряд скандалов и уголовных дел.

Указанные факторы, на наш взгляд, могут свидетельствовать об ограничении конкуренции в сфере государственных контрактов на ремонт и содержание дорог. Как мы видим, по контрактам в сибирских городах за 2016 год, 35% денег тратится через конкурсные процедуры, в которых в итоге участвует всего лишь одна компания, которая и получает контракт. Всё это приводит к тому, что единственному участнику не с кем конкурировать, и нет смысла снижать итоговую цену. Такая ситуация сложилась во всех рассмотренных нами городах.

Андрей Таран


начальник управления ЖКХ, благоустройства и дорожного хозяйства администрации Бийска 2014-2016 гг.

Получается, здесь недоработали, там сэкономили, все технологии применили несвоевременно; часто можно увидеть, что на дорогах применяют не дорожную, а строительную технику. Зимой я видел, как снег убирают экскаватором – то есть, сами же дорожники убивают дорогу. 


Нормальное содержание удлиняет срок службы дороги. Я сужу по своим наблюдениям: если дорога хорошо построена и нормально содержится, то она служит 15-20 лет. Если дорога построена так же хорошо, но содержится ненадлежащим образом, срок ее службы сокращается в три раза, и за 15-20 лет приходится трижды делать капитальный ремонт. 


Содержание дорог и не требует огромных денег, все зависит от добросовестности, порядочности лиц, которые осуществляют содержание дорог. Вовремя подготовить технику; даже если своей техники нет, своевременно, а не когда уже снег пошел или воды по пояс, переговорить с субподрядчиком – при этом важно, чтобы субподрядчики тоже были добросовестными, а не просто чьими-то родственниками или друзьями.

Ко второстепенным, но значительным обстоятельствам можно отнести отсутствие комплексного подхода к строительству транспортной инфраструктуры и климатические ограничения.

Чем должны заниматься городские дорожные службы? Комментарии Андрея Тарана, начальника управления ЖКХ, благоустройства и дорожного хозяйства администрации Бийска (города в Алтайском крае с плохими дорогам) 2014-2016 гг.
Прочитать

babr.ru

Как решить конкретные транспортные проблемы городской среды в современных городах? Комментарии Алексея Козьмина, руководителя Центра урбанистики Томского государственного университета, советника мэра Иркутска.
Прочитать

Как все исправить

Что вы можете сделать

Во-первых, пользуйтесь нашей картой ремонта дорог. На ней вы сможете найти объекты, отремонтированные за последние четыре года, выяснить, кто их ремонтировал, за какие деньги и с какой гарантией. Просто сравните эту информацию с тем, что вы видите своими глазами.

Открыть карту ремонта дорог

Во-вторых, жалуйтесь:

Генеральная прокуратура специально выпустила памятку для автомобилистов на этот случай. Автовладелец согласно ст. 1064 Гражданского кодекса имеет право на полную возмещение вреда, понесенного им из-за плохого состояния дороги.


Правоохранители рекомендуют автовладельцам, попавшим из-за плохого состояния дорог в ДТП, сделать следующее:

  1. Остановите транспорт, включите сигнализацию, выставте знак аварийной остановки, сообщите в полицию, запишите фамилии и адреса очевидцев, дождитесь ГИБДД;
  2. Сфотографируйте повреждения автомобиля и дорожного покрытия, тормозной путь, предупреждающие о препятствии знаки (правильность их установки, читаемость, а если знаков нет, то тем более нужно это зафиксировать);
  3. Внимательно следите за правильностью оформления документов (схема, протокол. Справка ДТП и т.п.). Обратите внимание на указание размера просадки проезжей части, ее расположение относительно обочины (размеры просадки и выбоин не должны превышать в длину 15 см, ширине – 60 см, глубине – 5 см, не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2 см, решетки “ливневки” – 3 см, верха рельса – 2 см, возвышение междурельсового настила над верхом рельсов на ж/д-переездах – 3 см, глубина неровностей в покрытии междурельсового пространства (настиле) – 4 см)
  4. Проведите независимую экспертизу ущерба. Иначе вы не сможете обосновать его величину;
  5. Определите виновника ДТП (это может быть исполнитель работ по ремонту или строительству, либо лицо, ответственное за их содержание

После того, как вы соберете эти документы, нужно будет обратиться в суд. Практика в разных регионах может отличаться: где-то все решается быстро, где-то все затягивается. После суда многое будет зависеть от судебных приставов. Скорее всего, с момента аварии до момента получения денег пройдет 3 – 5 месяцев, но это все же лучше, чем ничего.

Согласно действующему в России ГОСТ Р 50597–93 “Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения”, размеры ям не должны быть больше 15 см по длине, 60 см в ширину и 5 см в глубину.

В соответствии со статьей 12 ФЗ “О безопасности дорожного движения”, содержание дорог на территории РФ должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Следовательно вы можете требовать ремонта таких ям. Сделать это очень просто.

Перейдите на сайт ГИБДД (раздел приема обращений) и отправьте ваше обращение c указанием даты и места обнаружения ямы, а также приложите фотографии. Они обязаны принять меры и прислать ответ в течение 30 дней. Писать подобные обращения можно по всем дорогам и объектам, а не только по гарантийным.

Вы можете воспользоваться следующим шаблоном обращения. Скопируйте пример обращения, также напишите в нем дату, адрес и приложите ссылки на фотографии и отправьте в ГИБДД.

ДД.ММ.ГГГГ мною на территории дороги по адресу: Алтайский край, Барнаул, улица, дом была обнаружена яма на дороге, размеры которой превышают предельно допустимые значения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 “Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения”. Данные повреждения представляют опасность для участников дорожного движения. В соответствии со статьей 12 ФЗ “О безопасности дорожного движения”, содержание дорог на территории РФ должно обеспечивать безопасность дорожного движения.


Прилагаю ссылки на фотографии:
ссылка 1
ссылка 2


В соответствии с п.19 ч.1 ст.12 ФЗ “О полиции” на полицию возлагается обязанность по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Максимальный срок, предусмотренный ГОСТ Р 50597-93 для исправления повреждений дорожного покрытия составляет 10 суток. В связи с изложенным, на основании п.11 Положения “О ГИБДД МВД РФ”, ст. 12 ФЗ “О полиции”, п.3 ч.1.ст. 28.1, ч.1 ст. 29.13 КоАП Российской Федерации прошу:

  1. Проверить факты, указанные в моем заявлении.
  2. При их подтверждении, выдать собственнику дороги Предписание на устранение выявленных недостатков.
  3. Возбудить дело об административном правонарушении по статье 12.34 КоАП РФ “Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений” в отношении дорожной службы, ответственной за содержание и ремонт указанного дорожного участка.
  4. По существу моего заявления и о принятых мерах сообщить мне письменно, в установленный Законом срок.

Согласно ГОСТ Р 50597-93, п. 4.2.3 которого гласит “Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% — термопластичными массами”. А это значит, что если разметка стерлась наполовину или больше, то её следует восстановить.

Перейдите на сайт ГИБДД (раздел приема обращений) и отправьте Ваше обращение c указанием места, где стерлась или отсутствует разметка, а также приложите фотографии. Они обязаны принять меры и прислать ответ в течение 30 дней. Писать подобные обращения можно по всем дорогам и объектам, а не только по гарантийным.

Вы можете воспользоваться следующим шаблоном обращения. Скопируйте его, приложите ссылки на фотографии и отправьте в ГИБДД.

Мною на территории дороги по адресу: Алтайский край, Барнаул, улица, дом была обнаружено отсутствие дорожной разметки, было обнаружено отсутствие дорожной разметки, что противоречит требованиям п. 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93 “Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения”.

Отсутствие разметки представляют опасность для участников дорожного движения. Статьей 1 ФЗ “О безопасности дорожного движения” в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог определяются ст. 12 указанного закона, в соответствии с которой содержание дорог на территории РФ должно обеспечивать безопасность дорожного движения.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.12 ФЗ “О полиции” на полицию возлагается обязанность по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Прилагаю ссылки на фотографии:
ссылка 1
ссылка 2


В связи с изложенным, на основании п.11 Положения “О ГИБДД МВД РФ”, ст. 12 ФЗ “О полиции”, п.3 ч.1.ст. 28.1, ч.1 ст 29.13 КоАП Российской Федерации прошу:

  1. Проверить факты, указанные в моем заявлении.
  2. Возбудить дело об административном правонарушении по статье 12.34 КоАП РФ “Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений” в отношении дорожной службы, ответственной за содержание и ремонт указанного дорожного участка
  3. Выдать предписание о принятии мер по устранению указанных недостатков
  4. По существу моего заявления и о принятых мерах сообщить мне в установленный законом срок

В-третьих, если на ваши жалобы нет должной реакции, обратитесь в прокуратуру. Это также можно сделать удаленно через специальный раздел на сайте ведомства. Благодаря таким обращениям ремонтируются тысячи ям в год.


Поделиться в социальных сетях: