Подпишитесь на
нас в соцсетях

Как работают госкорпорации

27 декабря 2017 года

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Согласно Гражданскому кодексу РФ, государственная корпорация — это некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Создаются государственные корпорации на основании федеральных законов.

До 2017 года в России было создано семь государственных корпораций, одна из которых, Государственная корпорация «Олимпстрой», прекратила своё существование в 2014 году. Мы оценили, как сотрудники госкорпораций соблюдают наложенные на них по закону антикоррупционные ограничения и выполняют обязанности, и как госкорпорации закупают товары и услуги.

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Общие сведения

Государственные корпорации созданы для выполнения различных функций; деятельность каждой регулируется отдельным федеральным законом, которым определены цели корпорации, общие принципы структуры управления, особенности распоряжения имуществом, особенности публичной отчетности и аудита. При этом ответственность за неразмещение государственными корпорациями предусмотренных законодательством сведений отсутствует.

Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов»

Год создания: 2004.

Основание: Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Цель: обеспечение функционирования системы страхования вкладов, а также осуществление функции конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве кредитных организаций.

Органы управления: совет директоров, правление и генеральный директор. Высший орган управления — совет директоров.

Численность персонала: на 31.12.2016 — 1 037 человек.

Генеральный директор:
Исаев Юрий Олегович

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

Год создания: 2007.

Основание: Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития».

Цель: обеспечение повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификации, стимулирование инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной предусмотренной законом деятельности по реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Органы управления: наблюдательный совет, правление и председатель. Высший орган управления — наблюдательный совет, возглавляемый председателем Правительства РФ.

Председатель:
Горьков Сергей Николаевич

Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд ЖКХ)

Год создания: 2007.

Основание: Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Государственная корпорация должна была прекратить деятельность с 1 января 2013 года, но сроки окончания работы неоднократно переносились. В октябре 2017 года Государственная Дума в очередной раз продлила сроки деятельности Фонда до 1 января 2019 года.

Цель: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, осуществления информационно-разъяснительной и иной деятельности, направленной на просвещение граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содействие в подготовке кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Органы управления: наблюдательный совет, правление, генеральный директор.

Численность персонала: на 01.01.2017 — 257 человек.

Генеральный директор:
Цицин Константин Георгиевич

Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех»

Год создания: 2007.

Основание: Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации "Ростехнологии"».

Цель: содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций — разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, организаций, в которых корпорация в силу преобладающего участия в их уставных капиталах, либо в соответствии с заключенными между ними договорами, либо иным образом имеет возможность влиять на принимаемые этими организациями решения, путем привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, а также участия в социальных и иных общественно значимых проектах в интересах государства и общества в соответствии с федеральными законами и решениями Президента Российской Федерации.

Органы управления: наблюдательный совет, правление и генеральный директор. Высшим органом управления является наблюдательный совет.

Численность персонала: на 31.12.2016 — 1 037 человек.

Генеральный директор:
Чемезов Сергей Викторович

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

Год создания: 2007.

Основание: Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"».

Цель: проведение государственной политики, осуществление нормативно-правового регулирования, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, организаций, осуществляющих эксплуатацию судов атомного ледокольного флота (судов атомного технологического обслуживания, а также судов с ядерными энергетическими установками — атомных ледоколов и транспортных судов), обеспечение ядерной и радиационной безопасности, нераспространение ядерных материалов и технологий, развитие атомной науки, техники и профессионального образования, осуществление международного сотрудничества в этой области; проведение государственной политики в области развития атомной отрасли, выполнение заданий государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа.

Органы управления: наблюдательный совет, генеральный директор и правление. Высший орган управления — наблюдательный совет.

Численность персонала: 249,94 тысяч человек (включая подведомственные организации).

Генеральный директор:
Лихачёв Алексей Евгеньевич

Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»

Год создания: 2015.

Основание: Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"».

Цель: реализация государственной политики и осуществление нормативно-правового регулирования в области космической деятельности; оказание государственных услуг в области космической деятельности и управления государственным имуществом; обеспечение проведения организациями Корпорации и организациями ракетно-космической промышленности работ по созданию ракетно-космической техники военного, двойного, научного и социально-экономического назначения, боевой ракетной техники стратегического назначения; координация работ по поддержанию, развитию и использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах специальных, гражданских, в том числе коммерческих, потребителей и для расширения международного сотрудничества Российской Федерации в области спутниковых навигационных систем; осуществление международной деятельности по исследованию и использованию космического пространства; осуществление функций по общей координации работ, проводимых на космодроме Байконур и космодроме «Восточный», и по руководству этими работами.

Органы управления: наблюдательный совет, генеральный директор и правление. Высшим органом управления является наблюдательный совет.

Численность персонала: 249,94 тысяч человек (включая подведомственные организации).

Генеральный директор:
Комаров Игорь Анатольевич

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Ограничения, запреты и обязанности

На сотрудников государственных корпораций распространены особые ограничения и обязанности, аналогичные запретам и ограничениям для госслужащих.

Так, в соответствии со статьей 349.1 Трудового кодекса РФ, работнику государственной корпорации, государственной компании и публично-правовой компании в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, запрещается участвовать в деятельности органов управления и контроля коммерческой организации, за исключением участия с согласия высшего органа управления государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, а также осуществлять предпринимательскую деятельность.

Правительство в свою очередь установило, что эти запреты распространяются на работников государственной корпорации, замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, или другие должности, включенные в перечень, установленный локальным нормативным актом государственной корпорации.

На сотрудников государственных корпораций также распространяются запреты, ограничения и обязанности, установленные федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В частности, их касается обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера распространяется на сотрудников, включенных в соответствующие перечни.

Эти перечни утверждаются государственными корпорациями, и ежегодно в них вносятся изменения.

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Коммерческие интересы сотрудников государственных корпораций

Мы провели мониторинг списков сотрудников государственных корпораций, чьи сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера публикуются в открытом доступе, и обнаружили, что некоторые из них имеют коммерческие интересы, то есть участвуют в деятельности органов управления коммерческой организации. А это запрещено статьей 349.1 Трудового кодекса РФ. Ниже перечислены сотрудники госкорпораций, которые включены в соответствующие перечни и, по нашим данным, нарушили установленные запреты и ограничения.

Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов»

Перечень должностей государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», на которые распространяются требования о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержден Приказом Генерального директора государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» от 08.11.2016 № 16/2/0811 с последующими изменениями.

Заместитель директора департамента реструктуризации финансовых организаций государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» Тихонычева Эльмира Эрнестовна, занимая должность, включенную в перечень, с 2010 года является участником ООО «Мотосалон МОПЕДА.НЕТ» (ИНН 7737524560), которое занимается торговлей мотоциклами и их обслуживанием.

В ответ на наше обращение в государственную корпорацию нам сообщили об отсутствии согласия высшего органа управления корпорацией на участие Тихонычевой в деятельности органов управления коммерческих организаций. В связи с этим инициирована проверка.

В случае, если эти сведения подтвердятся, Тихонычева должна быть привлечена к ответственности, то есть уволена с занимаемой должности.

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

Перечень должностей государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», на которые распространяются запреты, предусмотренные ст. 349.1 Трудового кодекса РФ, утвержден Приказом Внешэкономбанка от 28.06.2013 № 532.

Первый заместитель Председателя Внешэкономбанка – член Правления Полубояринов Михаил Игоревич с 2005 года был единственным участником ООО «Автоимпорт» (ИНН 7729380219). В 2015 он стал учасником ООО «Автопромцентр» (ИНН 7725258874);

Первый заместитель Председателя Внешэкономбанка – член правления Цехомский Николай Викторович с 2009 года являлся участником ООО «ТСНВ-Инвест» (ИНН 7801501876), а с 2012 года – участником ООО «Академия Интересов» (ИНН 7705894060);

Старший вице-президент по работе с проблемными активами Цвигун Олег Борисович был единственным участником ООО «Агроимпэкс» (ИНН 7734725324) с 2014;

Советник Председателя Внешэкономбанка Юн Глеб Сангирович с 2015 года был участником ООО «Синергия» (ИНН 7729746664).

26 июня 2017 года мы направили обращение по этому поводу в государственную корпорацию. 15 августа нам ответили, что сведения «будут учтены при проведении анализа, по итогам которого при необходимости будут приняты предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, порядок и основания применения которых регламентированы антикоррупционным законодательством Российской Федерации».

После наших обращений Михаил Полубояринов вышел из состава участников ООО «Автопромцентр» и передал в доверительное управление свою долю в ООО «Автоимпорт», а Николай Цехомский вышел из состава участников ООО «ТСНВ-Инвест».Олег Цвигун и Глеб Юн также вышли из числа участников коммерческих компаний или передали их в доверительное управление.

Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

Перечень должностей государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», на которые распространяются запреты, предусмотренные ст. 349.1 Трудового кодекса РФ, утвержден приказом государственной корпорации «Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 28.06.2013 № 11.

Заместитель генерального директора корпорации Рурин Олег Станиславович с 2009 по ноябрь 2017 года был единственным участником ООО «руКэп» (ИНН 7724538558).

26 июня 2017 года мы направили обращение в госкорпорацию, но так и не получили ответа, в связи с чем направили обращение в Генеральную прокуратуру РФ. 17 ноября 2017 года мы получили ответ: прокуратура сообщила, что Олег Рурин представил в Департамент государственной службы и кадров Правительства Российской Федерации сведения об участии в уставном капитале ООО «руКэп». При этом принадлежащая ему доля участия в уставном капитале организации в 2015 году передана им в доверительное управление и к настоящему времени отчуждена по договору дарения Руриной Ирине Олеговне.

В Едином государственном реестре юридических лиц сведения о нахождении доли Рурина в уставном капитале ООО «руКэп» в доверительном управлении отсутствовали, а сведения об отчуждении доли появились 15 ноября 2017 года, за два дня до ответа Генеральной прокуратуры Российской Федерации на наше обращение.

Государственная корпорация «Ростех»

Перечень должностей государственной корпорации «Ростех», на которые распространяются предусмотренные ст. 349.1 Трудового кодекса РФ запреты, утвержден Приказом Государственной корпорации «Ростех» от 25.02.2015 № 46 «О профилактике коррупционных и иных правонарушений в Государственной корпорации "Ростех"» (в редакции приказов Корпорации от 05.06.2015 № 118, от 22.06.2015 № 128, от 23.07.2015 № 146, от 09.03.2016 № 23, от 10.06.2016 № 58, от 10.06.2016 № 59, от 18.07.2016 № 70, от 05.08.2016, от 10.08.2016 № 87, от 30.03.2017 № 34).

Индустриальный директор Сердюков Анатолий Эдуардович – с 2015 года является участником ООО «Ордынка 40» (ИНН 7840031769). С 13 июня по 5 июля 2017 года он был единственным участником ООО «Инвестпроект» (ИНН 7840329153);

26 июня 2017 года мы отправили общение в госкорпорацию, но ответа не получили, и отправили обращение в Генеральную прокуратуру. При этом за прошедшее время Анатолий Сердюков вышел из состава участников ООО «Инвестпроект».

17 ноября 2017 года мы получили ответ Генеральной прокуратуры, из которого следует, что на основании нашего обращения департамент безопасности «Ростеха» провел проверку, в результате которой не установил факт участия указанных сотрудников в деятельности органов управления коммерческих организаций: «на данный момент принадлежавшие названным работникам акции и доли участия в уставных капиталах хозяйственных обществ отчуждены либо переданы в доверительное управление третьим лицам».

Несмотря на это, согласно сведениям из ЕГРЮЛ Анатолий Сердюков по-прежнему остается участником ООО «Ордынка 40»: в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о передаче его доли в доверительное управление, как это предусмотрено законом. В связи с этим мы повторно направили обращение в Генеральную прокуратуру 17 ноября 2017 года.

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

Перечень должностей государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», на которые распространяются запреты, предусмотренные ст. 349.1 Трудового кодекса РФ, утвержден приказом государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 14.08.2014 № 1/762-П «Об утверждении перечня должностей Госкорпорации “Росатом”, на которые распространяются запреты, предусмотренные пунктами 1-4 и 7-11 части четвертой статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации».

Директор департамента контрольно-ревизионной деятельности — заместитель главного контролера Игин Игорь Михайлович с 2009 года по июль 2017 года являлся единственным участником ООО «Вигма» (ИНН 6318156378);

26 июня 2017 года мы обратились в государственную корпорацию и получили ответ, что Игорь Игин на момент поступления письма не являлся сотрудником «Росатома».

При этом Игорь Игин не уволился из «Росатома», а был назначен исполняющим обязанности директора Федерального государственного унитарного предприятия «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами», входящего в структуры корпорации. Законодательство запрещает руководителям государственных унитарных предприятий участвовать в деятельности органов управления и контроля коммерческой организации или занимаются предпринимательской деятельностью. Несмотря на ответ госкорпорации, Игорь Игин 26 июля 2017 года вышел из состава участников ООО «Вигма», передав свою долю Игиной Марине Леонидовне.

Эти обстоятельства косвенно подтверждают наши доводы о нарушениях, выявленных в ходе мониторинга исполнения запретов и ограничений должностными лицами госкорпорации.

Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»

Перечень должностей государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», на которые распространяются предусмотренные ст. 349.1 Трудового кодекса РФ запреты, утвержден приказом государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» от 17.02.2017 № 44 «Об утверждении перечня должностей Госкорпорации “Роскосмос”, на которые распространяются запреты, предусмотренные пунктами 1-4 и 7-11 части четвертой статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации».

Генеральный директор корпорации Комаров Игорь Анатольевич с 2011 года является единственным участником ООО «Яхт-клуб «Искра-С» (ИНН 6382036977);

Заместитель директора департамента Шишков Борис Евгеньевич с 2014 года является участником ООО ЧОП «Евразийское объединенное предприятие безопасности Аврора» (ИНН 7723904057), с 2010 года — участником ООО ЧОП «Аврора-Центр» (ИНН 5027148726), с того же года — участником ООО ЧОП «Общество содействия социальной адаптации ветеранов Вооруженных Сил «Спрут» (ИНН 7719717544), с 2009 года — участником ООО ЧОП «Эра» (ИНН 7722655136), с и того же года — участником ООО «Европайл Инжиниринг» (ИНН 7722655136). До декабря 2017 года Шишков был участником ООО «Алый парус» (ИНН 7719616916), а до ноября 2017 года — участником ООО ЧОП «АКБ «Аврора» (ИНН 7722695192), которое в настоящий момент ликвидировано.

25 августа 2017 года мы обратились в государственную корпорацию с просьбой проверить возможные нарушения запретов и ограничений.

На обращение по поводу Бориса Шишкова ответа не последовало, однако Шишков вышел из состава участников ООО «Алый парус» 6 декабря 2017 года, а ЧОП «АКБ «Аврора» прекратило деятельность. Обращение по поводу Игоря Комарова, назначенного на свою должность Президентом РФ, было отправлено в Администрацию Президента РФ, которая дважды продлила сроки проведения проверки. Прошла ли проверка — нам неизвестно.

Генеральный директор подведомственного госкорпорации ФГУП «Центр «Звёздный» Галайда Андрей Геннадьевич с 2016 года был участником ООО «Чеховская Кондитерская Фабрика» (ИНН 5048045104). При этом руководитель унитарного предприятия по закону не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, если это не входит в его должностные обязанности.

25 августа 2017 года мы написали обращение в государственную корпорацию и в Генеральную прокуратуру РФ, которая подтвердила выявленные нарушения и направила информацию для принятия мер в «Роскосмос».

К октябрю 2017 года Андрей Галайда вышел из числа участников ООО «Чеховская Кондитерская Фабрика».

Декларирование сведений о доходах, расходах и имуществе работников государственных корпораций

За последние годы государственные корпорации существенно расширили перечни лиц, сведения о доходах, расходах и имуществе (далее — декларации) которых должны быть опубликованы.

Наибольших успехов в этом направлении достигло Агентство по страхованию вкладов: в 2016 году оно опубликовало 212 деклараций сотрудников (или 20,44% штата госкорпорации). Корпорация официально публикует не только декларации работников высшего управленческого звена (включая генерального директора, членов правления и заместителей), но и декларации работников среднего управленческого звена — вплоть до начальников отделов и их заместителей.

Некоторое снижение количества опубликованных деклараций в Внешэкономбанке связано с изменением организационной структуры госкорпорации и упразднении некоторых ее структурных подразделений.

Мы отметили резкое сокращение количества публикуемых деклараций госкорпорации «Ростех». С 2015 по 2016 год корпорация существенно сократила перечень лиц, декларации которых подлежат публикации. Сейчас она публикует сведениях о доходах только высшего управленческого звена: членов правления, генерального директора и его заместителей.

В соответствии с Указом Президента РФ от 8 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции», сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников госкорпораций в течение всего периода замещения сотрудниками своих должностей должны находиться на официальном сайте корпорации.

Однако на деле это не всегда так. На официальном сайте государственной корпорации «Роскосмос» невозможно найти декларации работников даже за 2014 год. Ссылка на них попросту удалена с сайта.

Скриншот страницы https://www.roscosmos.ru/417/ 15.12.2017

Корпорация «Росатом» удалила с собственного сайта декларации сотрудников за 2011-2012 годы. Также отсутствуют данные за 2011 год на сайте Фонда содействия реформированию ЖКХ и сайте Агентства по страхованию вкладов.

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Недостоверные сведения в декларациях

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации разработало методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2017 году. В соответствии с п. 86 указанных рекомендаций, площадь объекта недвижимого имущества указывается на основании правоустанавливающих документов. Соответствующие рекомендации разрабатываются министерством ежегодно.

Мы провели выборочный мониторинг достоверности размещенных сведений, рассмотрев декларации высшего и среднего управленческих звеньев госкорпораций, и выявили 23 случая публикации недостоверных или неполных сведений об имуществе. Это говорит о низком уровне проверки поданных сведений внутри корпораций (исключение — корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ»).

Мы написали во все госкорпорации по поводу выявленных случаев, но получили ответ лишь из Службы внутреннего аудита — подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».

Служба внутреннего аудита сообщила, что в трёх случаях неточности обусловлены расхождениями между сведениями в правоустанавливающих документах и сведениями в Едином государственном реестре недвижимости (учет балконов, лоджий и проч.). В одном случае в опубликованных сведениях допущена ошибка, в связи с чем государственной корпорацией «принимаются соответствующие меры».

Также мы провели мониторинг в отношении должностных лиц, входящих в наблюдательные советы корпораций.

Выявлено три нарушения: в одном случае были опубликованы неточные сведения, в двух других — объекты не были задекларированы вовсе.

Мы направили обращения в адрес государственных корпораций и в администрацию Президента РФ по поводу нарушений при декларировании сведений членами наблюдательных советов государственных корпораций, которые одновременно работают в федеральных органах власти.

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Отсутствие деклараций

Мы обнаружили, что на официальном сайте государственной корпорации «Росатом» отсутствуют необходимые сведения некоторых сотрудников.

По закону граждане, замещающие должности в государственных корпорациях, включенные в соответствующие перечни, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Госкорпорация «Росатом» утвердила перечни должностей, замещение которых влечет за собой представление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Эта информация должна быть размещена на официальном сайте госкорпорации.

Денисов Константин Иванович, заместитель генерального директора по безопасности (занимает должность с 2012 года).

Петров Андрей Ювенальевич, член правления.

Яковлев Юрий Владимирович, заместитель генерального директора по государственной политике в области безопасности при использовании атомной энергии в оборонных целях.

Отсутствие деклараций Денисова, Петрова и Яковлева на сайте «Росатома» должно повлечь их увольнение с работы в государственной корпорации.

31 августа 2017 года мы обратились к руководству государственной корпорации «Росатом» и получили ответ: «Правовые основания для размещения на официальном сайте Госкорпорации "Росатом" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, указанных в Вашем письме, отсутствуют». Нас он не удовлетворил, и 16 октября 2017 года мы обратилась в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Руководство госкорпораций недостаточно контролирует соблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством, а также представление сотрудниками сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. При этом в вопросе определения круга лиц, попадающих в те или иные перечни, нет системности: в разных корпорациях перечни сотрудников сильно отличаются и постоянно меняются. Отсутствие реакции на выявленные нарушения говорит о формальном подходе руководства государственных корпораций к соблюдению норм трудового и антикоррупционного законодательства.

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Закупки государственных корпораций

Закупки госкорпораций регулируются федеральным законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.

Федеральный закон № 44-ФЗ устанавливает ограниченный перечень способов осуществления закупок (10 конкурентных способов и возможность закупки у единственного поставщика по основаниям, указанным в законе), а Федеральный закон № 223-ФЗ позволяет заказчику в своём положении о закупке самостоятельно определять виды закупок, выбирать площадки для электронных торгов и т.д. По № 44-ФЗ работают органы государственной и муниципальной власти, государственные и муниципальные бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия (кроме закупок за счёт грантов, собственных средств, в рамках субподрядов). При своевременном утверждении положений о закупках по Закону № 223-ФЗ работают государственные компании с долей участия более 50%, их дочерние компании, субъекты естественных монополий, бюджетные учреждений и государственные и муниципальные предприятия, в случае осуществления закупок за счет грантов, собственных средств и субподряду.

Государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос» закупают в основном по № 44-ФЗ, а остальные корпорации используют закон лишь для закупки ежегодных услуг по аудиту, который по закону осуществляется на конкурсной основе.

Более гибкий № 223-ФЗ позволяет государственным корпорациям самостоятельно определять способы закупок. С другой стороны, № 44-ФЗ накладывает на заказчиков обязанность публиковать всю документацию по закупкам, серьезно ограничивая использование неконкурентных способов закупки.

В 2014 году Сергей Кириенко, занимавший должность генерального директора «Росатома», сообщил, что госкорпорация первой и по своей инициативе перешла на № 44-ФЗ. По его словам, более жёсткие условия закупок позволили им сэкономить 35 млрд рублей.

На момент публикации этого исследования все государственные корпорации уже разместили свои положения о закупках в Единой информационной системе:

1
Агентство по страхованию вкладов — последние изменения внесены 09.12.2016

2
Внешэкономбанк — последние изменения внесены 02.03.2017

3
Фонд ЖКХ — последние изменения внесены 13.03.2017

4
Ростех — последние изменения внесены 31.03.2017

5
Росатом — последние изменения внесены 04.04.2017

6
Роскосмос — последние изменения внесены 26.06.2017

Корпорация «Роскосмос» нарушила сроки опубликования в Единой информационной системе изменений, вносимых в Положение о закупках. В соответствии с № 223-ФЗ положение и изменения в него должны публиковаться не позднее, чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения. Утвержденные 26 июня 2017 года изменения «Роскосмос» опубликовал лишь 14 июля, спустя 20 дней.

За это правонарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере 5-10 тыс. рублей, на юридических лиц — от 10 до 30 тысяч рублей.

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Конфликт интересов при закупках

В 2013 году первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Владимир Артяков был избран председателем совета директоров АО «Концерн Созвездие», которое входит в состав госкорпорации (в настоящее время он не занимает этой должности).

Жена Владимира Артякова Татьяна с 2015 года владеет 42,5% ООО «АФК-Сервис», которому принадлежит бизнес-центр в Москве.

Здание бизнес-центра по адресу: Спиридоновка, 20, строение 2

В конце 2016 года АО «Концерн “Созвездие”» заключило контракт с ООО «АФК-Сервис» на аренду помещений в указанном бизнес-центре. Контракт на сумму 1 423 125 рублей заключался с единственным поставщиком в рамках федерального закона № 223-ФЗ, в котором отсутствует запрет на конфликт интересов.

На наш взгляд, в этой ситуации можно усмотреть признаки конфликта интересов, который, однако, не противоречит действующему законодательству.

Министерство финансов РФ подготовило поправки в закон № 223-ФЗ которые предусматривают запрет на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих конфликт интересов с заказчиком. Предлагаемые поправки, фактически, повторяют определение конфликта интересов, которое содержится в федеральном законе № 44-ФЗ: ограничение не будут распространяться на руководство юридических лиц, которое владеет юридическими лицами, являющихся заказчиками.

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Искусственные монополисты госкорпорации «Ростех»

Распоряжениями Правительства РФ в 2014-2017 годах три входящие в государственную корпорацию «Ростех» компании были определены единственными поставщиками ряда товаров, работ и услуг, которые закупают органы государственной власти. Таким образом без конкурентных процедур стали закупаться:

1

Услуги по развитию и эксплуатации единой информационной системы в сфере закупок, осуществляемых Казначейством России (АО «РТ-Проектные технологии»).

2

Ряд услуг и некоторые виды оборудования для Федеральной таможенной службы России и подведомственных ей учреждений (АО «Российская электроника»).

3

Значительная часть лекарственных препаратов и медицинских изделий, закупка которых осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации (АО «Национальная иммунобиологическая компания»).

Соответствующие распоряжения были приняты в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Изучив государственные контракты АО «Нацимбио», АО «Российская электроника», АО «РТ-Проектные технологии» с органами государственной власти, с одной стороны, и документацию этих АО по закупкам аналогичных товаров, работ и услуг у поставщиков, мы обнаружили, что все три компании выступают лишь посредниками, оставляя себе до 10% стоимости государственных контрактов, хотя имеют статус статус единственных поставщиков.

АО «Российская электроника»

С мая 2015 по июль 2017 года Федеральная таможенная служба России заключила с АО «Российская электроника» четыре государственных контракта на сумму 793 667 116,60 рублей как с единственным поставщиком.

В свою очередь, АО «Российская электроника» заключало договоры на выполнение тех же самых работ, что предусмотрены государственными контрактами, с частной компанией ЗАО «Скансервис», которая раньше выполняла эти же работы по госконтрактам, заключенным напрямую с Федеральной таможенной службой России.

Средняя разница стоимости государственного контракта и аналогичного договора с субподрядчиком составила 5%.

АО «РТ-Проектные технологии»

В 2017 году Казначейство России и подведомственные ему учреждения заключили с АО «РТ-Проектные технологии» два государственных контракта на сумму 375 200 000,00 рублей как с единственным поставщиком.

В свою очередь, АО «РТ-Проектные технологии» заключало договоры на выполнение тех же самых работ с частными компаниями — ООО «Ланит-Технологии» и ООО «Онланта», связанными между собой через собственников. Договоры также заключались с единственным поставщиком. Ранее обе компании заключали контракты на аналогичные работы напрямую с подведомственными Казначейству России учреждениями.

Средняя разница стоимости государственного контракта и аналогичного договора с субподрядчиком составила 6%.

АО «Нацимбио»

Как госмонополия «Нацимбио» заработала на вакцинах и кто от этого выиграл.

Правительство назначило дочернюю компанию госкорпорации «Ростех» единственным поставщиком вакцин для Национального календаря профилактических прививок.

Перейти на текст расследования

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Выводы

1

Сотрудники госкорпораций нарушают установленный для них запрет участвовать в деятельности органов управления и контроля коммерческих организаций. Примечательно, что эти нарушения допускаются руководством госкорпораций. Мы не получили ответов на большинство обращений об этих нарушениях в государственные корпорации. При этом несколько нарушителей вышли из составов участников своих коммерческих структур. Госкорпорации плохо контролируют соблюдение своими сотрудниками установленных запретов и ограничений. О привлечении нарушителей к ответственности, установленной законом, ничего неизвестно.

2

Достоверность сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников госкорпораций контролируются недостаточно. В вопросе определения круга лиц, чьи сведения доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера подлежат публикации, отсутствует системность: в разных корпорациях соответствующие перечни публикуются на официальных сайтах в разных местах, сильно отличаются и постоянно меняются. Отсутствие реакции госкорпораций на выявленные нами нарушения говорит о том, что их руководство, возможно, не заинтересовано в соблюдении норм антикоррупционного законодательства.

3

Лишь две государственные корпорации, «Росатом» и «Роскосмос», активно используют федеральный закон № 44-ФЗ и добиваются существенной экономии средств. Мы считаем целесообразным на законодательном уровне предусмотреть обязанность осуществления ряда закупок по Закону № 44-ФЗ, например, проводить таким образом крупные закупки и/или установить долю конкурентных закупок у малого и среднего бизнеса.

4

Благодаря распоряжениям Правительства РФ ряд предприятий государственной корпорации «Ростех» получили монополию на оказание некоторых видов услуг для государственных нужд. При этом услуги они оказывают не самостоятельно, а через подрядчиков. Такие посреднические схемы приводят к снижению конкуренции и дополнительным расходам бюджета.

В связи с этим мы предлагаем дополнить некоторые нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность госкорпораций.

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Рекомендации

1

Дополнить Кодекс об административных правонарушениях статьей об ответственности за нарушение обязанностей государственных корпораций по подготовке и размещению в интернете предусмотренной законодательством отчетности госкорпораций. Ответственность должна быть предусмотрена в отношении должностных и юридических лиц, как это предусмотрено в отношении государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 13.28 КоАП), саморегулируемых организаций (ст. 14.52 КоАП), организаций, работающих на финансовых рынках (ст. 15.19 КоАП). Ввести административную ответственность за непубликацию отчетности госкорпорациями.

2

Внести изменения в Постановление Правительства РФ от 21 августа 2012 г. № 841 «О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации» об установлении единых критериев либо возложении на единый государственный орган обязанности по утверждению перечней должностей в государственных корпорациях, при замещении которых на сотрудников распространяется обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также распространяются запреты, предусмотренные пунктами 1-4 и 7-11 части четвертой статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Обязать госкорпорации ввести единый перечень должностей, при замещении которых на сотрудников распространяется обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также распространяются определённые запреты.

3

Внести изменения в ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» о запрете на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих конфликт интересов с заказчиком. Ввести запрет на участие в госзакупках госкорпораций лицам, которые аффилированы с заказчиком. Соответствующий проект в настоящее время разработан Министерством финансов Российской Федерации. Необходимо включить в число потенциальных участников конфликт интересов руководителей юридических лиц, которые владеют другими юридическими лицами, являющимися заказчиками.

4

Внести изменения в федеральные законы о государственных корпорациях в части установления доли закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Также считаем целесообразным внести изменения в Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», распространив его действие на крупные закупки государственных корпораций.

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Читайте также

Расследование петербургского отделения "Трансперенси Интернешнл - Россия"

Иллюстрация - Наталья Ямщикова

Текст отредактирован 06.02.2018

  • info@transparency.org.ru
  • +7 (495) 915-00-19
  • 107031, Москва, Рождественский бульвар, дом 10/7, стр. 1, пом. I

АНО "Центр "Трансперенси Интернешнл-Р" внесена Министерством юстиции РФ в реестр "некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента"