ПРОБЛЕМЫ ПРОЗРАЧНОСТИ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ
Кто несет ответственность
за безопасность покупателей

Мы изучили прозрачность структуры владения 65 самых посещаемых торговых центров Москвы — от «Атриума» до «Цветного». По результатам исследования мы составили сводный рейтинг прозрачности столичных ТЦ, в котором больше половины получили оценку ниже пяти баллов из 10 возможных.
Крупный торговый центр – это сложная система, в работу которой включено множество сотрудников и организаций, отвечающих за удобство и безопасность арендаторов и посетителей. К сожалению, чрезвычайные ситуации в российских ТЦ – не редкость, а после трагедии в Кемерово к безопасности таких объектов приковано более пристальное внимание СМИ и общественности. Как показывает практика, привлечь виновных к ответственности за случившееся крайне сложно, а порой – невозможно. Рассказываем, почему так происходит.

Кто несет ответственность за безопасность

По закону собственник ТЦ в полной мере отвечает за недочеты пожарной безопасности и последствия возгорания. Иногда, чтобы избежать этой ответственности, собственники создают фирмы-однодневки и используют офшоры, из-за чего структура владения ТЦ становится непрозрачной. В этом случае собственник не обеспечивает ТЦ всем необходимым для безопасного функционирования: последствия его не коснутся, а доказать связь с торговым центром будет крайне сложно.
Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗ
В то же время, если собственник известен общественности и надзорным органам, он в большей степени заинтересован, чтобы в ТЦ работала система оповещения при пожаре, были аварийные выходы, а персонал был обучен надлежащим образом. Именно поэтому мы предполагаем, что прозрачность торгового центра (открытость сведений о структуре владения) напрямую связана с проблемой обеспечения безопасности на объекте.
Основываясь на этом положении, проектная группа «Трансперенси Интернешнл — Р» создала специальный индекс, который позволяет ответить на следующий вопрос:
НАСКОЛЬКО ПРОЗРАЧНЫ ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ?
Обратимся к индексу прозрачности торговых центров, который состоит из двух блоков: структуры собственности и информационной открытости. Оценка первого блока – структуры собственности, – включает в себя ряд параметров и позволяет определить степень прозрачности ТЦ. К ним относятся наличие информации о собственнике, управляющей компании, финансовой отчетности, проверках пожарной безопасности по адресу ТЦ, а также возможность по документам определить конечного бенефициара ТЦ.
Конечный бенефициар – физическое лицо (или лица), которое получает основную финансовую выгоду от работы торгового центра.
Второй блок – информационная открытость, – раскрывает степень доступности информации о ТЦ для посетителей и готовность менеджмента к коммуникации с посетителями онлайн. Мы оценивали предоставление самими ТЦ на своих официальных сайтах следующей информации: упоминание собственника или управляющей компании, наличие контактов и ссылок на социальные сети, опубликованная инструкция о действиях при пожаре.

С помощью этого индекса мы составили итоговый рейтинг прозрачности 65 торговых центров Москвы. К сожалению, ни один из торговых центров не достиг отметки выше 6 баллов из 10 возможных.
При исследовании степени прозрачности ТЦ Москвы
мы выявили ряд проблем, связанных со следующими блоками вопросов: структура собственности, управление, пожарная безопасность и информационная открытость.

Более подробно о методологии исследования мы расскажем в докладе «Проблемы прозрачности торговых центров Москвы и Московской области» (выйдет в январе 2019 г.).
1
Структура собственности
Структуру собственности торгового центра можно разобрать на несколько элементов: собственник или арендатор земли, собственник или арендатор здания, управляющая компания. Если эти три роли играет одна и та же компания, а информация об этом присутствует в открытых источниках, структура собственности является прозрачной.

Если информацию обнаружить не удалось, или торговый центр связан с несколькими компаниями – структура собственности может считаться размытой, что затрудняет распределение ответственности.

Эта проблема характерна для многих популярных торговых центров: в 52 случаях из 65 нет информации о собственнике земли, а в 25 случаях неизвестен собственник здания.
У большинства торговых центров невозможно определить собственника земли и здания.




Еще один важный элемент структуры собственности – конечный бенефициар ТЦ. Как правило, конечный бенефициар непосредственно не связан с ТЦ. В половине случаев информации о нем нет в открытых источниках. В шестнадцати случаях ТЦ владеют (или арендуют их) иностранные компании.


Япония, КНР, Корея, Турция, Нидерланды, Кипр, Британия (остров Мэн), Армения, Франция, Германия, Швейцария
2
Управление
Другой важный аспект в работе торгового центра – система управления. Эти функции может взять на себя компания-собственник, или управляющая компания, работающая по договору с собственником. Оба варианта являются приемлемыми, однако и в этом пункте возникает проблема с прозрачностью: на основании изученных документов в 25
из 65 исследуемых кейсов можно лишь предположить, что компания-собственник самостоятельно управляет торговым центром, не привлекая сторонние организации, однако точной информации об этом нет. Еще в трех случаях управляющая компания неизвестна.

Поскольку менеджмент торгового центра также несет ответственность за его корректную и безопасную работу, информация об управляющей компании должна присутствовать в открытых источниках.
3
Проверки пожарной безопасности
Проверки пожарной безопасности также оказались проблемным пунктом для многих ТЦ из нашего списка. В 10 случаях из 65 в открытых источниках полностью отсутствует информация о проверках МЧС. На проблему с обеспечением пожарной безопасности указал бывший сотрудник МЧС в интервью «Трансперенси Интернешнл - Россия».
Это неработающие системы оповещения, неработающие системы дымоудаления и запертые эвакуационные выходы. Это самые главные, самые часто встречающиеся нарушения, а также то, с чем сложнее справиться, то, на что тратится больше всего времени при спасении, и то, из-за чего гибнет больше людей.
Бывший сотрудник МЧС
Эксперт в сфере пожарной безопасности
Информация о проверках и их результатах содержит в себе сведения о состоянии здания и работе противопожарных средств в нем. По закону «О защите прав предпринимателей при проведении проверок», информация о проверках должна размещаться на сайте proverki.gov.ru. Там должны публиковаться, в том числе, данные о выявленных нарушениях пожарной безопасности со ссылкой на конкретные пункты соответсвующих нормативных актов
4
Информационная открытость
Поскольку прозрачность — это прежде всего доступность информации, мы особенно тщательно изучали официальные сайты торговых центров. На официальных страницах самых посещаемых ТЦ Москвы зачастую отсутствует необходимая информация, а в иных случаях — отсутствует сам сайт.


Оценивая информацию на сайтах, мы прежде всего учитывали наличие сведений о собственнике и управляющей компании, а также контакты разных отделов и ссылки на социальные сети. Мы выяснили, что лишь на 13 сайтах указывается, кто владеет и управляет торговым центром.


Проблема информационной открытости заключается в отсутствии необходимых сведений на официальной странице ТЦ или же отсутствии самого сайта.
Сведения о расположении эвакуационных выходов и мерах пожарной безопасности полезны не только для посетителей, но и для менеджеров и сотрудников: если пожар начнется, они смогут вывести людей быстрее и эффективнее. На сайтах четырех ТЦ есть информация об эвакуационных выходах. К сожалению, ни один ТЦ не разместил эвакуационную карту на сайте.

Выводы, представленные выше, описывают целый комплекс проблем, которые необходимо решать. Поэтому мы разработали ряд рекомендаций, которые помогут владельцам ТЦ изменить положение вещей.
Советы и рекомендации
для бизнеса
1
Стоит уделить большее внимание раскрытию информации об организационной структуре предприятия. Например, для непубличных акционерных обществ мы рекомендуем публиковать актуальную информацию о конечных бенефициарах торгового центра. Важно указывать на сайте ТЦ собственника и управляющую компанию, которые несут ответственность за объект.
2
Стоит уделить особое внимание компетентности персонала в вопросах пожарной безопасности и выделить дополнительные средства на его обучение, а также на обновление элементов пожарной инфраструктуры.
3
Несмотря на то что наша выборка включала наиболее посещаемые ТЦ Москвы, некоторые из них (ТЦ Гостиный двор, ТЦ Аркадия и др.) не имели своих официальных сайтов. Учитывая, что это наиболее простой способ предоставления информации посетителям о ТЦ, создание сайта представляется эффективным и простым инструментом для повышения прозрачности.
4
Из всех исследуемых ТЦ всего четыре опубликовали на своих сайтах рекомендации по действиям в чрезвычайных ситуациях. Мы считаем, что размещение на сайтах ТЦ подобной информации и эвакуационной карты поможет посетителям ТЦ ознакомиться с ней заранее.
5
Необходимо предоставлять контактную информацию и рабочие каналы обратной связи. В рамках нашего исследования лишь четыре ТЦ из 65 ответили на отправленный запрос с целью узнать больше о стратегиях пожарной безопасности в ТЦ, о том, как формируется статья расходов на пожарную безопасность, и какой персонал отвечает за обеспечение пожарной безопасности в ТЦ. У пяти торговых центров не были указаны контакты для связи с администрацией или с каким-либо отделом ТЦ.
Государство участвует в процессе обеспечения безопасности торговых центров путем законодательного регулирования проверок их состояния различными органами (МЧС, Роспотребнадзор, санэпидемстанции и др.). Учитывая текущее положение дел и низкий уровень прозрачности торговых центров Москвы, можно констатировать недостаточность существующих мер. Самый простой, но, зачастую, малоэффективный способ решить проблему: ужесточить санкции и участить проверки. Но количество проверок не всегда гарантирует безопасность объекта.

Исследование государственного регулирования в области пожарной безопасности, опубликованное Институтом проблем правоприменения в декабре 2018 года, показывает, что нет никакой причинно-следственной связи между количеством проверок и количеством пожаров.

Чтобы отрегулировать эти процессы ведутся различные разработки. Например, в проекте реформы пожарного надзора зданиям организации торговли, к которым можно отнести торговые центры, планируется повысить категорию риска (для небольших ТЦ – до значительной категории риска, для больших – до высокой). Применение на практике риск-ориентированного подхода – количество проверок определяется категорией риска — чем она выше, тем больше проверок проводится на объекте – должно повысить степень ответственности за противопожарную безопасность.
Советы и рекомендации
для представителей органов власти
1
Необходимо стимулировать владельцев ТЦ к переходу на более прозрачную структуру собственности.

Необходимо требовать от бизнеса отчетности девелоперских компаний и прозрачности в своей деятельности, даже если владельцы ТЦ выбрали непубличную правовую форму. Необходимо на уровне закона закрепить обязанность компаний раскрывать своих конечных собственников.

Также необходимо законодательно перейти к принципу проверки не конкретного юридического лица, а физического объекта в целом: пример ТЦ «Зимняя вишня» показал, что собственники дробят управляющую компанию на несколько юридических лиц, чтобы избегать проверок как представители малого и среднего бизнеса
2
Важно уделять внимание общественным инициативам в сфере безопасности, сотрудничать с общественными организациями, поощрять гражданские инициативы: проводить общественные слушания, привлекать граждан к мониторингу безопасности торговых центров, к созданию информационных материалов, посвященных безопасности торговых центров.
3
Представителям муниципальных органов власти необходимо активно участвовать в проверках расположенных в их районе ТЦ в качестве общественных наблюдателей.
4
Следует организовать постоянный мониторинг на уровне Общественной палаты России для отслеживания позитивных инициатив других государств в сфере обеспечения безопасности на объектах массового скопления людей (в том числе ТЦ).
5
Необходимо увеличить бюджет проверяющих органов на обучение персонала и постоянно обновлять подразделения, чтобы снизить коррупционные риски.
Совет обычным посетителям: заранее изучите информацию о посещаемых вами ТЦ. Требуйте информацию у сотрудников и администрации торговых центров, если она нигде не представлена. Если вы заметили явные нарушения пожарной безопасности в торговых центрах, обращайтесь в соответствующие органы: службу МЧС (при возникновении чрезвычайной ситуации, опасной для жизни) или Роспотребнадзор (если не соблюдаются правила санитарно-эпидемиологического регулирования). Гражданская инициатива в этом случае поможет сдвинуть ситуацию с мертвой точки и станет дополнительным стимулом для бизнеса сделать торговые центры безопаснее для посетителей.
Контактная информация для обращения в МЧС
и Роспотребнадзор
Справочная МЧС России
+7 (495) 983-79-01
http://www.mchs.gov.ru/
Единый телефон доверия МЧС России
+7(495) 400-99-99
Отдел МЧС по работе
с обращениями граждан Административно-правового управления
+7 (495) 983-65-59
Роспотребнадзор
+7 (800) 100-00-04
http://rospotrebnadzor.ru/