Будьте в курсе
Главное о коррупции в России — в вашем почтовом ящике!
 
От Лефортово до Мякинино:
как работает районная власть в Москве
Проверку на прозрачность не прошла почти треть московских муниципалитетов
От Лефортово до Мякинино:
как работает районная власть в Москве
Проверку на прозрачность не прошла почти треть московских муниципалитетов
19 декабря 2019
Екатерина Мороко, Никита Семенов, Никита Бяков, Альбина Ахатова, Елена Борисова, Константин Мальцев, Екатерина Мартыченко, Арина Запаренко, Анна Скрипченко, Милан Молчанов, Анна Пилипенцева и другие

Куратор проекта Гульназ Сабирова
Иллюстрации Кристины Дембовецкой


20 декабря 2019
Исследовательская группа «Трансперенси» решила разобраться, как муниципальные образования Москвы отчитываются о проделанной работе и потраченных средствах, и легко ли они идут на контакт с гражданами. Мы выяснили, что районная власть, к сожалению, не стремится к прозрачности: больше половины московских муниципалитетов не публикуют кодекс этики, почти треть не публикуют годовые отчеты глав совета депутатов, а 90% не имеют официальных аккаунтов в социальных сетях.
В этом исследовании под районной властью понимаются именно муниципалитеты, а не управы районов, которые подчиняются Правительству Москвы.
У московских муниципалитетов мало денег и мало полномочий. Но муниципальная власть влияет на жизнь горожан больше, чем принято считать. Вы живете в доме, капитальный ремонт в котором принимают муниципальные депутаты. Продавцы в лавочке рядом с домом, где летом продавали ваши любимые арбузы, получили разрешение на продажу у муниципальных депутатов. Они же включили двор под вашими окнами в программу благоустройства в этом году. Они помогли сменить и управляющую компанию вашего дома. Те мелочи, из которых складывается удобная жизнь жителя Москвы, зависят именно от муниципальной власти. Чтобы муниципалитеты работали более эффективно и обеспечивали конституционные права граждан, последние должны иметь возможность участвовать в работе муниципальных органов — отслеживать решения с заседаний муниципалитетов, задавать вопросы депутатам, участвовать в принятии решений на локальном уровне.

Мы изучили официальные сайты и страницы муниципальных округов в социальных сетях и проанализировали, легко ли найти информацию о сотрудниках муниципалитетов, закупках, бюджете, работе с гражданами и противодействии коррупции.
Мы обнаружили, что средний балл прозрачности муниципалитетов составляет 52 из 100 возможных: около ⅓ муниципалитетов набрали меньше 50 баллов. Самые лучшие результаты показал муниципалитет Бирюлево Восточное: он набрал 72,56 баллов из 100 возможных.
Большая часть данных актуальна на апрель 2019 года, параметры «Информация о сотрудниках муниципалитета», «Сведения о доходах» и «Социальные сети МСУ» были обновлены в октябре 2019 года.
Органы власти в России, в том числе и органы местного самоуправления, должны вести работу по противодействию коррупции. Среди основных направлений антикоррупционной деятельности существует требование к прозрачности работы органов власти. Это значит, что у граждан есть право ознакомиться с открытыми документами муниципалитета.
Прозрачность московских муниципалитетов — 2019
Сделать жизнь граждан лучше без контакта с самими жителями района практически невозможно. Более того, необходимость этого взаимодействия лишь частично закреплена законодательно, а, значит, происходит исключительно по желанию муниципалитетов, у которых недостаточно стимулов, чтобы проявлять дополнительную прозрачность.
Методология
исследования
Методология исследования основывается на законодательстве Российской Федерации в области антикоррупции и местного самоуправления, лучших мировых практиках и рекомендациях экспертного сообщества: Конвенции ООН против коррупции, ФЗ «О противодействии коррупции» 2008 года, Европейской хартии местного самоуправления.

Ознакомившись с лучшими практиками, мы включили в нашу оценку ранее не использовавшиеся исследователями параметры: социальные сети и муниципальные медиа. На наш взгляд, возможность граждан быстро получить информацию о своем муниципалитете на популярных сайтах вроде ВКонтакте и Facebook повышает открытость муниципалитета.

Для оценки прозрачности муниципалитетов мы использовали две шкалы: «Информация о структуре и деятельности муниципалитета» и «Взаимодействие с гражданами».
Мы сравнивали воображаемый «идеальный муниципалитет» (где есть все необходимые документы/информация/страницы в социальных сетях) и реальные муниципальные образования Москвы.
Информацию мы искали на официальных сайтах и официальных аккаунтах в социальных сетях (указанных на сайте или в ответе на официальный запрос в муниципалитет). Оценка проводилась вручную: автоматически собрать данные было сложно, потому что не вся информация хранилась в виде файлов, не все файлы назывались одинаково, и часть из них была повреждена. Также мы проводили кросс-проверку муниципалитетов: отдельно друг от друга и в разное время проверяли информацию одного и того же муниципалитета, чтобы избежать ошибок и пропусков.
Не все требования об информационной открытости, соблюдение которых мы оценивали, закреплены в действующем законодательстве. Но мы оценивали не только буквальное соблюдение закона, но и рекомендации международных документов в сфере местного самоуправления.
Мы также отправили предварительные результаты в 124 муниципалитета, чтобы получить отзыв по методологии. Нам ответило всего два из них — Братеево и Басманный. По результатам общения с этими муниципалитетами мы повысили им оценку в общем рейтинге прозрачности.
Документы на сайте

1.1. Наличие кодекса этики муниципальных служащих и информация о работе органа, занимающегося противодействием коррупции;
1.2. План по противодействию коррупции;
1.3. Нормативно-правовые акты (НПА), регулирующие антикоррупционную деятельность муниципалитетов;
1.4. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
1.5. Антикоррупционная экспертиза: проекты совета депутатов, аппарата и администрации;
1.6. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность муниципалитета: устав и регламент;
1.7. Информация о бюджете;
1.8. Информация о закупках.
Взаимодействие с гражданами

2.1. Информация для заявителей о коррупции;
2.2. Реакция на обращения граждан;
2.3. Информация о сотрудниках муниципалитета;
2.4. Информация о заседаниях и собраниях;
2.5. Информация о муниципальных медиа;
2.6. Оценка официальных аккаунтов в соцсетях
Как это работает в других странах
Подобные исследования проводили также наши коллеги из отделений Transparency International.

Отделение TI в Литве исследовало муниципалитеты Вильнюса, Паланги, Клайпеды и других литовских городов. В 2014 году они провели оценку полноты предоставляемой муниципальными властями информации о сотрудниках, совете муниципалитета, мероприятиях и необходимых документах в рамках антикоррупционной политики, прозрачности муниципальных предприятий и услуг, бюджета, закупок и вовлеченности граждан в процесс принятия решений. В 2018 году они повторно провели исследование и показали, как изменились результаты за четыре года.

Коллеги из украинского отделения TI оценили прозрачность работы органов местного самоуправления 100 украинских городов: первое исследование они провели в 2017 году, а в 2018 году измерили прозрачность повторно. Они оценили предоставляемую информацию о работе муниципальных служащих, муниципальных закупках и бюджете, доступность участия в принятии решений граждан Украины, а также полноту и актуальность документов о муниципальной собственности и сводов правил для предотвращения потенциальных конфликтов интересов у сотрудников местных органов власти. Результаты исследования опубликовали в формате интерактивной карты Украины.

В нашем исследовании мы приняли во внимание достижения украинских и литовских исследователей. Для московских муниципалитетов также актуальны такие параметры, как информация о работе совета депутатов и его аппарата, закупки, бюджет и участие граждан в работе муниципалитета, поэтому и мы адаптировали эти параметры для исследования МО Москвы. В силу ограниченных полномочий московских муниципалитетов, мы отказались от некоторых индикаторов, закрепленных за муниципальными органами в Москве (например, предоставления госуслуг — дать согласие на заключение брака между лицами в возрасте до 18 лет, что несущественно для исследования).
По результатам повторных исследований коллег мы видим, что показатели многих локальных образований выросли в 2018 году в сравнении с предыдущими годами, когда проводились первые замеры в этих странах. Мы надеемся, что наше исследование привлечет внимание к существующим проблемам прозрачности муниципальных образований Москвы и подтолкнет депутатов к качественным изменениям в работе их сайтов и взаимодействии с гражданами.
Результаты
исследования
Информация о структуре и деятельности муниципалитета
Здесь мы сконцентрировали внимание на открытости информации на сайтах муниципалитетов и информации о противодействии коррупции в муниципалитете.

Документацию мы анализировали по следующим критериям:
наличие,
актуальность,
формат,
доступность
При оценке информации о сотрудниках муниципалитета мы обращали внимание на наличие и полноту информации.
Взаимодействие с гражданами
Мы оценивали, как муниципалитет взаимодействует с гражданами: ведутся ли социальные сети, легко ли выйти на контакт с его сотрудниками при личной встрече или дозвониться по телефону.

Возможность обратиться в муниципалитет необходима каждому. Нам было важно, чтобы сотрудники отвечали людям на обращения и были открыты к диалогу (например, разместили номера телефонов и электронные почты на виду).

Мы считаем, что информация о работе муниципалитета должна освещаться так, чтобы быть доступной любому жителю района: через газеты, сайт, социальные сети (некоторые депутаты используют именно их в работе со своими избирателями).
Более подробная информация о параметрах исследования опубликована в докладе.
Выводы
Мы выделили несколько серьезных упущений в работе московских муниципалитетов и их взаимодействия с жителями района:
1
90% муниципалитетов не имеют официальных аккаунтов в социальных сетях.
2
Почти все муниципалитеты предоставили контакты для обращения онлайн.
3
90% муниципалитетов не привели и половину информации об участии граждан в заседаниях.
4
На период проверки лишь 46% муниципалитетов регулярно выпускали свои печатные издания или обновляли их интернет-версии.
5
До 29% муниципальных образований мы не смогли дозвониться.
6
89% муниципалитетов не предоставляют никакой информации о возможности граждан заявить о коррупции.
7
54% сайтов муниципалитетов на апрель 2019 года не опубликовали Кодекс этики муниципальных служащих на сайте.
8
86% московских муниципалитетов на апрель 2019 года не предоставили на сайтах отчетов органа по противодействию коррупции.
9
На сайтах 30% муниципалитетов в апреле 2019 года не было годового отчета глав совета депутатов.
10
На сайтах 52 муниципалитетов отсутствуют отчеты об обращениях граждан.
11
86% муниципалитетов набрали высокие баллы по внутренней оценке доступности информации о сотрудниках муниципалитета.
Рекомендации
Создать функцию поиска по сайту. Даже упрощенная система поиска по одному слову позволит уменьшить общий объем информации, который нужно просмотреть человеку.

Вывести все нормативные документы и экспертные решения в одну вкладку. Поиск официальных документов на сайте максимально упрощается за счет того, что вся документация будет находиться в одном блоке.

Размещать актуальную информацию о публичных слушаниях в отдельной вкладке. На сайтах большинства муниципалитетов информация о праздниках находится на виду, но сообщения о публичных слушаниях теряются в потоке новостей. Если разместить отдельную вкладку, то большее количество людей сможет узнать о заседаниях вовремя и посетить их.

Указывать аккаунты муниципалитета в социальных сетях на главной странице сайта. Так гораздо больше людей узнает об официальных группах муниципалитета и сможет к ним присоединиться.
107031, Москва, Рождественский бульвар, дом 10/7, стр. 1, пом. I
+ 7 (495) 915-00-19
Политика конфиденциальности
Автономная некоммерческая организация «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» внесена Министерством юстиции РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».
Наша цель — мир, свободный от коррупции. Мы добьемся этого вместе.