Под защитой санкций: как изменилось российское законодательство, и как это повлияло на прозрачность оборонных компаний в России
«Трансперенси Интернешнл – Россия» публикует доклад «Под защитой санкций: Как изменилось российское законодательство и как это повлияло на прозрачность оборонных компаний в России».

Меры ответного реагирования на санкции США и ЕС по отношению к российским юридическим и физическим лицам со стороны российских властей включают в себя законодательные изменения, направленные на минимизацию рисков введения вторичных санкций. Так, в апреле 2019 года было принято Постановление правительства № 400, позволяющее компаниям, находящимся под санкциями, не раскрывать перечень информации, касающейся руководства компании, сделках, структуре владения, финансовых вложениях, корпоративных спорах, акционерах, контрагентах, рисках и их оценке. 1 июля 2018 года вступили в силу изменения в Правилах ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки по 223-ФЗ, согласно которым, информация о поставщике не подлежит размещению в публичном доступе. Все это ведет к снижению уровня корпоративной прозрачности компаний, а также к возрастанию коррупционных рисков.

Целью данного исследования является оценка влияния изменений из-за введения санкций национального законодательства на прозрачность оборонно-промышленного комплекса России. Мы проанализировали публичную отчетность, закупочную деятельность и антикоррупционные политики 37 российских компаний оборонно-промышленного комплекса (ОПК), находящихся под санкциями.

Мы выяснили, что компании ОПК активно пользуются возможностью не раскрывать в публичной отчётности данные, касающиеся, например, состава членов совета директоров, акционеров общества, крупных сделках и сделках с заинтересованностью. По итогам первого квартала 2019 года лишь две компании не воспользовались правом исключения информации: «Тульский оружейный завод» и «Ярославский судостроительный завод».

Что касается закупочной деятельности, то в 2019 году лишь четыре компании из выборки продолжают раскрывать публично информацию о своих поставщиках: «Объединенная приборостроительная корпорация», «Объединенная авиастроительная корпорация», «РТ — Химические технологии и композиционные материалы» и Концерн «Океанприбор».

Регулирование антикоррупционной деятельности также находится на достаточно низком уровне: антикоррупционные политики публикуют на своих официальных сайтах 23 из 37 компаний, при этом только четыре компании регулируют запрет на осуществление финансирования политических партий и кандидатов на выборах, а пять — запрещают платежи за упрощение формальностей.

Доклад содержит рекомендации по повышению прозрачности и раскрытию информации в публичной отчетности и закупочной деятельности, а также по регулированию антикоррупционной деятельности для компаний, попавших под санкции, международного сообщества и санкционных регуляторов.
107031, Москва, Рождественский бульвар, дом 10/7, стр. 1, пом. I
+ 7 (495) 915-00-19
Политика конфиденциальности
Автономная некоммерческая организация «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» внесена Министерством юстиции РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».
Наша цель — мир, свободный от коррупции. Мы добьемся этого вместе.