Муниципалитеты Петербурга нарушают закон при размещении закупок


25 августа 2018 года


Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Подпишитесь на
нас в соцсетях

В Санкт-Петербурге 111 муниципальных образований. Администрации муниципалитетов в прошлом году провели более четырех тысяч закупок — благоустраивали территорию, устанавливали детские площадки, проводили праздники для жителей или просто покупали мебель. Группа стажеров «Трансперенси Интернешнл - Россия» в Санкт-Петербурге проанализировала все контракты по закупкам за 2017 год и обнаружила, что большинство муниципалитетов нарушают закон при размещении закупок.

Виды нарушений

В ходе мониторинга мы проанализировали 4 234 контракта и выявили 915 нарушений в 80 муниципалитетах. Мы разделили нарушения на три категории:


1. Нарушение сроков размещения контрактов.

По закону заказчик обязан разместить контракт на портале госзакупок (ЕИС) в течение трех дней с даты заключения. В 155 случаях это сделано не было. Хуже всего соблюдали сроки размещения округа: Московская застава (24 из 29 закупок с нарушением), Петровский (5 из 6 закупок), посёлок Левашово (15 из 27 закупок) и Красненькая речка (4 из 7 закупок).


2. Неразмещение контрактов.

Некоторые заказчики не размещали на сайте госзакупок копии заключенных контрактов, хотя должны это делать. Почти все закупки Сенного округа, треть закупок Дворцового округа и 20% Адмиралтейского округа прошли с этим нарушением.


3. Отсутствие информации об исполнении контракта.

В частности, должна быть размещена информация об оплате контракта, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, а также приложен документ о приемке (в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги).


Здесь можно посмотреть все муниципальные закупки за 2017 год, классифицированные по основным категориям затрат. Подробнее о методологии оценки читайте ниже.

Как мы считали

На итоговый балл каждого муниципалитета оказали влияние все перечисленные в исследовании критерии, которые обладают различным «весом». Размещение закупок муниципалитетами, получившими от 0 до 1 баллов, можно охарактеризовать положительно. Чем ближе итоговая оценка муниципалитета к 7 баллам, тем больше у него нарушений, и тем они серьезнее.

Наименьшее количество баллов было присвоено за непубликацию отдельных документов, чуть большее — за непубликацию контрактов и несвоевременное их размещение. Был учтен также объем нарушений в объеме закупок конкретного заказчика. Незначительное влияние оказал процент средств, прошедших через систему от исполненного бюджета округа.

Существенное влияние на итоговую оценку оказали баллы, присвоенные муниципалитетам за непубликацию закупок. И чем больше объем средств, не отразившихся в ЕИС по отношению к общему объему закупок, тем выше этот показатель.

Практики заключения контрактов неконкурентными способами на организацию праздничных мероприятий оказали существенное влияние на рейтинг, поскольку эксперты высоко оценивают сопутствующие им коррупционные риски.


Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Непубликация закупок

К сожалению, непубликация отдельных документов на сайте государственных закупок — лишь меньшее из зол. Мы пришли к выводу, что многие петербургские муниципалитеты не размещают закупки целиком.



По информации государственного сайта закупок, муниципалитет Красненькая речка в 2017 году ни копейки не потратил на комплексное благоустройство округа, ограничившись лишь уборкой и обслуживанием уже установленного оборудования. Однако в отчете муниципалитета об исполненном бюджете эти средства есть.

Сотрудники администрации Адмиралтейского округа пишут, что в 2017 году провели 22 экскурсии, на его сайте множество отчетов о проведенных мероприятиях. Однако траты на праздничные мероприятия прошли мимо сайта государственных закупок, хотя упоминались в муниципальном плане закупок на 2017 год.

Администрация округа Петровский тоже ничего не потратила на праздники через официальную систему, но активно приглашал жителей на всевозможные увеселительные мероприятия и отчитывался о них на собственном сайте: там и пешеходные экскурсии, и лекции о Петербурге, и новогодние елки, и даже концерт с симфоническим оркестром.

Последний пример — округ Малая Охта, который в 2017 году исполнил бюджет в рамках полномочия «культура и кинематография» на 18,9 млн рублей. Между тем, в отчетном периоде в ЕИС выложены лишь несколько закупок на два млн рублей.


Заключение контрактов неконкурентными способами

Еще одна тенденция — увеличение количества контрактов, заключенных неконкурентными способами (через закупку у единственного поставщика) на проведение праздничных мероприятий. Муниципалитеты имеют право заключать подобные контракты, если они покупают билеты напрямую у учреждений культуры. Проще говоря, решили порадовать детей округа — купили в свободной продаже билеты на анонсированное цирковое представление или приобрели билеты напрямую у театра на хороший спектакль. Мы выяснили, что во многих округах Петербурга процветает практика заключения контрактов без проведения конкурсных процедур с юридическими лицами-посредниками или фирмами, на самом деле занимающимися организацией праздничных мероприятий под конкретного заказчика. Заказчики таким образом избегают конкурсных процедур и привлекают нужного поставщика. А это плохо сказывается на качестве и стоимости предоставляемых услуг, снижает уровень конкуренции в отрасли и провоцирует коррупцию.



На работу округа Черная речка мы обратили внимание еще год назад. Тогда мы заподозрили чиновников в неправомерном заключении контрактов без торгов, что позже подтвердило Управление федеральной антимонопольной службы. К сожалению, муниципалитет продолжает использовать те же методы работы: он распределил без проведения конкурсных процедур контракты на 12,7 из 13,2 млн бюджетных рублей, выделенных на праздники в 2017.

Округ Пороховые в 2017 году выделил больше 33 млн рублей на развлекательные мероприятия для жителей, это свыше 36% совокупного объема закупок за год. При этом 24 млн рублей ушло на контракты с единственным поставщиком.

Округ Сергиевское (Парнас) потратил на праздники свыше 22 млн. При этом контракты на 20,5 млн за четыре концерта — тоже с единственным поставщиком.


Всего в 2017 году петербургские муниципалитеты заключили 1451 контракт на различные праздники и концерты на сумму в 1,2 млрд рублей. Из них 483 контракта на 349 млн рублей было заключено без проведения конкурентных процедур.

Наши действия

На нарушения в муниципалитетах Адмиралтейского района мы обратили внимание прокуратуры района, Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга и Управления Федерального казначейства по Санкт-Петербургу.

Прокуратура подтвердила, что местными администрациями Адмиралтейского, Екатерингофского, Измайловского, Сенного округов и Коломны «допускались факты несвоевременного направления в Федеральное казначейство и несвоевременного размещения в ЕИС информации о заключенных контрактах, об их исполнении, оплате и расторжении». Кроме того, прокуратура внесла в адрес глав местных администраций представления об устранении нарушений, а в отношении ответственных должностных лиц в Адмиралтейском, Сенном округах и Коломне — постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях. Комитет государственного финансового контроля и Управление Федерального казначейства сослались на ответ прокуратуры.

По округам в других районах города мы обратились в Комитет государственного финансового контроля. Он провел проверку по каждой из закупок и контрактов и сообщил, что «отдельные факты не нашли своего подтверждения». При этом в адрес муниципальных заказчиков были направлены запросы о предоставлении документов по выявленным фактам и требования письменных пояснений о причинах допущенных нарушений. Сейчас Комитет анализирует представленные документы и принимает решения о возбуждении дел об административных правонарушениях (для должностных лиц ответственность составляет 20 тысяч рублей).

В результате нашей работы в 209 случаях в ЕИС постфактум разместили сведения о заключенных контрактах, включая данные об оплате и приемке работ и услуг.

По всем фактам непубликации закупок в ЕИС мы передали материалы в контролирующие органы.

По фактам совершения неконкурентных закупок мы обратились в Управление федеральной антимонопольной службы.

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть

Читайте также

  • spb@transparency.org.ru
  • +7 (999) 200-11-88
  • 196191 Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.7, офис 527

Над проектом работали:

  • Координатор проекта: Екатерина Сухарева
  • Юридическое сопровождение проекта: Александр Шуршев
  • Авторы: Владимир Агукин, Ярослав Баранов, Юрий Баранюк, Татьяна Воронцова, Илья Гантварг, Анна Гурина, Юлия Кузнецова, Людмила Прейман, Марина Стародубцева, Полина Шляхтова

АНО "Центр "Трансперенси Интернешнл-Р" внесена Министерством юстиции РФ в реестр "некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента"