Trade-Based Money Laundering, или Отмывание денег с использованием торговых операций
Отмывание денег — это придание законного вида доходам от преступной деятельности. Чтобы замаскировать настоящее происхождение «грязных» денег, используют разные схемы — неизменно одно: «отмывают» всегда доходы, полученные в результате преступления, например наркоторговли, уклонения от уплаты налогов или коррупции.

Все более популярным у злоумышленников становится отмывание денег через торговые операции. Например, из России сотни миллиардов рублей ежегодно выводятся за рубеж через фиктивные сделки. Наша цель — рассказать о том, как работают такие схемы, и призвать органы государственной власти всерьез заняться решением этой проблемы.
Как отмывают деньги через внешнюю торговлю
При отмывании денег с использованием торговых операций товары на самом деле могут вообще не перемещаться через границу. Если же сделка все-таки происходит и какое-то движение товаров в действительности есть, то злоумышленники завышают или занижают стоимость и/или объем товара, многократно выставляют счета за одни и те же партии или указывают неправильные характеристики товара, чтобы обмануть таможенный контроль.

Суть отмывания денег через внешнюю торговлю — это умышленное перемещение через границу незаконных доходов. Как и в любом другом виде отмывания нелегальных средств, это необходимо, чтобы замаскировать настоящее — преступное — происхождение денег и скрыть их обладателей. Это можно сделать и внутри государства, но больший простор для таких операций предоставляет международная торговля. Отмытые деньги злоумышленник получает на банковский счёт за рубежом, где их можно спокойно тратить.
Главная цель отмывания денег через торговлю — перемещение из точки А в точку В не товаров, а преступных доходов, которым нужно придать законный вид.
Эксперты Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) отмечают в своих докладах 2006 и 2020 годов, что до сих пор этому способу легализации преступных доходов уделялось недостаточно внимания.
Хищения государственных средств, преступления, связанные с коррупцией и превышением полномочий, мошенничество в финансовом секторе и незаконный оборот наркотиков определены в отчёте о национальной оценке рисков отмывания денег в качестве наиболее распространённых видов преступной деятельности, являющихся потенциальными источниками незаконных доходов
Из отчета о взаимной оценке ФАТФ в 2019 году
В России противодействие отмыванию денег — задача Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга). Это ведомство отмечает в своем отчете, что выведенные за рубеж средства злоумышленники вкладывают, как правило, в предметы роскоши, покупку и аренду жилой и коммерческой недвижимости или легальный бизнес, а также хранят на депозитных счетах в иностранных банках. Чтобы спрятать настоящих владельцев грязных денег, отмыватели используют компании, зарегистрированные в офшорах.
Схема отмывания денег через торговые операции внешне напоминает обычную международную торговлю. Компания А заключает договор поставки, к примеру, на медицинское оборудование с зарубежной компанией В. Оплатить товар, просто отправив деньги с одного банковского счета на другой, невозможно: банк должен получить от покупателя — компании А — документы для таможенно-валютного контроля. Деньги поступят на счет компании B только после того, как банк проверит подлинность документов и одобрит платеж. К этому времени товар уже окажется у покупателя.

Если на самом деле происходит отмывание денег через торговлю, компании А и В окажутся в сговоре или и вовсе принадлежащими одному лицу или организации. Данные в таможенных декларациях будут искажены, а товар в реальности никогда не пересечет границу. Отмытые деньги тем временем под видом оплаты товара отправятся на банковский счет злоумышленников в другой стране, где на них купят виллу, яхту или картину Клода Моне.

Отмывание денег может принимать вид торговли любыми товарами. Однако, по данным ФАТФ, наиболее часто используются в таких схемах:
золото, драгоценные камни и минералы
автомобили и автозапчасти
сельскохозяйственная продукция и продукты питания
одежда и секонд-хенд
портативная электроника
строительные материалы
заводское оборудование
топливно-энергетическая продукция
ФАТФ поясняет: злоумышленники выбирают, например, товары, которые будет трудно досконально проверить на таможне. Это могут быть большие по объему партии товара невысокой цены вроде одежды и секонд-хенда. Расчет на то, что проверка информации в документах на всю поставку займет неоправданно много времени.

Если на пути к покупателю товары преодолевают не одну границу, а несколько, возможность замаскировать их происхождение возрастает. У товаров, цена которых может варьироваться в широких пределах, трудно определить ее завышение или занижение по документам. Наконец, драгоценные металлы и минералы, добытые незаконно, привлекательны для преступников тем, что после легализации сами могут использоваться в качестве эквивалента денег.
Примеры
Кейс №1

Группа россиян вывела за рубеж почти 1,2 млрд рублей, подделывая таможенные документы. Клиенты злоумышленников, заинтересованные в выводе денег из России, переводили средства на счета подставных компаний, зарегистрированных на нарко- и алкозависимых или бездомных. Затем эти компании имитировали импорт медного порошка и моющих средств в Россию. На самом деле никаких зарубежных поставщиков не существовало, а все документы преступники изготавливали сами.

По таможенным декларациям 40 кг медного порошка стоили 168 миллионов долларов, а моющее средство — больше $1,9 млн. Когда таможня почуяла неладное, была проведена товароведческая экспертиза, и оказалось, что в реальности медный порошок стоит 227 тысяч рублей, а моющее средство — всего 18 тысяч рублей. В 2018 году пятеро злоумышленников были осуждены по ч. 3 ст. 193.1 УК РФ на 7 лет и 6 месяцев лишения свободы со штрафом в размере 600 тысяч рублей каждый.
Кейс №2

С 2012 по 2017 годы четверо перуанцев через подставные компании скупали у преступных организаций золото, добытое нелегальным путем на территории Чили и Перу. Документы они фальсифицировали, чтобы скрыть настоящее происхождение металла, который затем продавали аффинажному заводу в Майами. Американцы, по всей видимости, были в курсе истинного происхождения металла, но все же оплачивали полученный товар банковскими переводами обратно в Чили.

Организованной международной группировке удалось ввезти в США незаконно добытого золота на 3,5 млрд долларов, которые затем вернулись к ним чистыми. После совместного расследования американского ФБР и чилийской полиции гражданам Перу предъявили обвинения в организации отмывания доходов — причем не только от нелегальной добычи золота, но и от торговли наркотиками и взяточничества, а также контрабанды и других таможенных преступлений в США. Именно этому расследованию посвящен один из эпизодов документального сериала Netflix «Dirty Money».
Поддержите борьбу с коррупцией и отмыванием денег
Сколько теряет
российский бюджет
В отчетах российских органов власти нет точной цифры ежегодных потерь бюджета от отмывания денег через торговые операции. Однако косвенно догадаться о масштабах бедствия все же можно.

Счетная палата в 2016 году проверила, насколько эффективно таможенная и налоговая службы, Центробанк и Росфинмониторинг контролировали соблюдение законодательства о валютном регулировании и валютном контроле в 2013–2015 годах. Аудиторы выяснили, что за указанные три года из страны вывели за рубеж через незаконные торговые операции 1,2 трлн рублей.

Центробанк ежегодно публикует данные об объеме сомнительных банковских операций. Среди них ЦБ особо выделяет те, что имеют признаки вывода денег за рубеж. Из 66 млрд рублей, выведенных из страны в 2019 году в ходе подозрительных операций, непосредственное отношение к импорту имели авансовые платежи по импортируемым товарам, через которые утекло 18 млрд рублей, и импорт товаров в рамках ЕАЭС (12 млрд рублей).
Ст. 193.1 УК РФ

«Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов»

наряду со ст. 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» используется правоохранителями для уголовного преследования отмывателей денег. С 2014 года, когда статья была введена в Уголовный кодекс, в судах статью использовали 178 раз, а осудили по ней — 108 человек*.

* на основе данных сервиса «Достоевский»
Как бороться с отмыванием денег через торговлю
ФАТФ регулярно публикует рекомендации для государственного и частного секторов с целью повышения качества антиотмывочного законодательства. Росфинмониторинг активно участвует в работе ФАТФ и совершенствует свои практики на основе этих рекомендаций. В последнем докладе ФАТФ, посвященном отмыванию денег с использованием торговых операций, также приведен ряд рекомендаций, сформулированных на основе уже существующих наработок разных стран:
  • Повышение осведомленности
Понимание того, как устроены схемы отмывания денег через торговлю, лежит в основе борьбы с этим явлением. Это относится как к государственным органам, обязанным выявлять и пресекать такие преступления, так и к частному сектору — банкам, их клиентам и компаниям, занимающимся внешнеэкономической деятельностью, которые могут стать жертвами злоумышленников из-за неосведомленности.

В 2018 году Росфинмониторинг впервые опубликовал Национальную оценку рисков легализации денег и финансирования терроризма. Этот документ, подготовленный в соответствии с рекомендациями ФАТФ, описывает риски легализации преступных доходов в стране и разъясняет меры по его минимизации.
За последние годы объемы финансовых операций с признаками незаконного вывода средств за рубеж сокращены более чем в 20 раз — с 1,7 трлн рублей до 77 млрд рублей в 2017 году
Из Национальной оценки рисков легализации денег и финансирования терроризма, подготовленной Росфинмониторингом
  • Сбор и анализ данных финансовой разведкой
Финансовая разведка агрегирует у себя большое количество ценной информации, которая может помочь обнаружить следы отмывания денег через торговлю. В основном это сообщения о подозрительных операциях (СПО), которые разные организации и госорганы обязаны подавать при обнаружении подозрительной активности со стороны клиентов. Чем точнее и качественнее такие сообщения, тем эффективнее может быть работа финансовой разведки по расследованию возможных схем отмывания денег. Особенно важны сообщения о подозрительных операциях, которые подают кредитные организации, нефинансовые посредники (нотариусы, аудиторы и бухгалтеры), а также бизнес, вовлеченный в международную торговлю.

В обработке большого объема данных, которыми оперирует финразведка, незаменимы информационные технологии. Построение графов, искусственный интеллект и машинное обучение помогают анализировать информацию, выявлять закономерности и находить несоответствия в данных, указывающие на фиктивную торговлю.
  • Взаимодействие ведомств в пределах страны
Таможенные органы имеют исключительный доступ к международным торговым документам, глубоко разбираются в потоках товаров, цепочках поставок и структуре импорта и экспорта. Это делает особенно важным их участие в определении круга товаров, торговля которыми может использоваться для маскировки отмывания денег.

Постоянно растущий объем международной торговли увеличивает нагрузку на таможенную службу. Чтобы она могла эффективно противостоять отмывателям, оправданно создать в ее составе специальные отделы по борьбе с легализацией грязных денег.

Автоматический обмен информацией между ведомствами и координация их действий облегчают выявление отмывочных схем. Это в том числе в интересах правоохранительных органов: за каждой попыткой легализации средств стоит уже совершенное ранее преступление, доходы от которого теперь пытаются «отмыть».
  • Международное сотрудничество и кооперация
В борьбе с отмыванием денег через международную торговлю крайне важно сотрудничество компетентных органов разных стран. Оперативный обмен информацией и опытом, а также создание рабочих межведомственных групп позволяют собрать воедино все составляющие схемы, проходящей через несколько юрисдикций.
В 2017 году российской финансовой разведке удалось арестовать активов за рубежом на сумму около 10 млрд рублей.
Преступники зачастую соединяют приемы отмывания денег через торговлю с другими методами легализации преступных доходов, например используют фирмы-однодневки и подставных лиц или переводят деньги через подконтрольные банки. Таким образом, обнаружение одного элемента преступления может привести к вскрытию всей схемы. Однако это возможно только при объединении усилий ведомств нескольких стран и налаженном обмене оперативной информацией между ними.
Наша цель — мир, свободный от коррупции. Мы добьемся этого вместе.
105005, г. Москва, ул. Радио, д. 24, к. 2, офис 101
+ 7 (495) 915-00-19
Политика конфиденциальности
Автономная некоммерческая организация «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» внесена Министерством юстиции РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».
Made on
Tilda