Trade-Based Money Laundering
Money laundering is the process of making illicit income seem legal. Various schemes are used to disguise the real source of “dirty” money, but one thing stays the same: the money that is being “laundered” is always the money that was obtained by illegal means, e.g. via drug sale, tax evasion or corruption.

Trade-based money laundering (TBML) is becoming increasingly more popular among perpetrators. For example, billions of dollars are siphoned off from Russia every year through fake transactions. Our goal is to demonstrate how such schemes work, and to encourage government agencies to seriously tackle this problem.
How money is laundered through foreign trade
TBML does not really necessitate moving goods across the border. If, however, the deal does take place, and there is an actual movement of goods, then the perpetrators either overstate or understate the cost of the goods, their amount, or both; invoice the same shipments of the goods multiple times; or state wrong characteristics for the goods to cheat the customs control.

TBML is essentially deliberate movement of illicit income across the border. As with any type of laundering illicit funds, this is necessary to disguise the real criminal source of the money in question, as well as its owners. This can be done within the state borders, but international trade provides more opportunities for such operations. Besides, a perpetrator doesn’t just get their money laundered, they also get it on a bank account in a foreign jurisdiction.
The chief goal of TBML is moving illicit income that needs to look legal (rather than goods) from point A to point B.
The Financial Action Task Force (FATF) experts pointed out in their reports from 2006 and 2020 that this method of laundering of illicit proceeds has not been scrutinized enough. From the FATF 2019 mutual evaluation report.
The ML NRA identifies embezzlement of public funds, crimes related to corruption and abuse of power, fraud in the financial sector, and drug trafficking as the prevalent types of criminal activity with the potential to generate illicit proceeds.
The Russian Federation’s measures to combat money laundering and terrorist financing, FATF Mutual Evaluation Report 2019
In Russia, counteracting money laundering is a duty of the Federal Financial Monitoring Service of the Russian Federation (Rosfinmonitoring). Rosfinmonitoring noted in their report that perpetrators usually invest the money they siphon off abroad into luxury items, into purchasing and renting residential and commercial real estate, and into legitimate business; they also keep this money on deposit accounts in foreign banks. To disguise the real owners of illicit funds, launderers use companies registered offshore.
From the outside, TBML looks like normal international trade. Company A enters into a contract with a foreign Company B involving, for example, medical equipment. It’s impossible to simply pay for the goods by transferring the money from one bank account to another: a bank has to receive documents for customs currency controls from the buyer – company A. The money can only be transferred to the account of company B after the bank verifies the authenticity of the documents and approves the payment. By this time, the goods will have already been shipped to the buyer.

However, if TBML takes place, companies A and B are in collusion, or they can even belong to the same person or organization. The data in customs declarations will be distorted, and goods will never really cross the border. Meanwhile, the laundered money, disguised as payment for the goods, will be sent to the perpetrators’ bank account in another country, where it will be spent to buy a villa, a yacht, or a Claude Monet painting.

Money laundering can be disguised as trading any kind of goods. According to FATF, however, it’s mostly used in the schemes involving:
gold, gemstones and minerals
cars and spare parts
agricultural products and groceries
clothing, second hand textiles
portable electronic devices
building materials
factory equipment
fuel and energy products
FATF clarified that perpetrators often choose the types of goods that are difficult to thoroughly inspect at the customs. This might include large shipments of cheap goods, such as clothing and second hand textiles. The idea is that verifying information in the documents for the entire shipment would take a disproportionate amount of time.

If the goods cross more than one border on their way to the buyer, disguising their origin becomes easier. For the goods with widely varying costs, it’s hard to determine if their price was overstated (or understated) in the documents or not. Finally, precious metals and minerals that were derived illegally are attractive for perpetrators because after laundering they themselves can be used instead of money.
Примеры
Case 1

A group of Russians siphoned off about 19 million dollars abroad by forging customs documents. Customers of the perpetrators, interested in siphoning off money from Russia, were transferring the money to the accounts of front companies registered to homeless people, as well as to people addicted to drugs and alcohol. Next, these companies imitated importing copper powder and detergents into Russia. In reality, there were no foreign suppliers, and all the documents were forged by the perpetrators.

According to the customs declarations, 40 kg of copper powder cost 168 million dollars, and the detergent cost more than 1.9 million dollars. When the customs caught a whiff of that, a merchandising examination was conducted. It showed that the copper powder’s real price was about 3.6 thousand dollars, and the detergents only cost about 290 dollars. In 2018, five perpetrators were sentenced 7 years and 6 months and a fine of 600 thousand rubles (around 9700 dollars) each under Article 193.1, Section 3 of the Criminal Code of the Russian Federation.
Case 2

From 2012 to 2017, four Peruvian nationals used front companies to purchase from criminal organizations gold that was illegally derived in Chile and Peru. They forged documents to disguise the real source of the metal, which they later sold to a refinery in Miami. Americans were likely aware of where the metal was really coming from, but still paid for it via banking transactions back to Chile.

The organized international criminal group managed to ship 3.5 billion dollars worth of criminally derived gold into the US. This money was laundered. After a joint investigation conducted by the US FBI and the Chilean police, the citizens of Peru were indicted of organizing a money laundering scheme – involving not only illegal mining of gold, but also drug sale, bribery, smuggling and other violations of US customs law. This investigation was the topic of one of the episodes of the Netflix documentary series Dirty Money.
Take action and donate now to help us end corruption
How big are the Russian budget losses
Reports by Russian government agencies don’t include the precise amount of money that the budget loses annually due to TBML. However, one can indirectly guess the scale of the problem.

In 2016, Accounts Chamber conducted an examination to see how efficiently customs and tax services, The Central Bank of the Russian Federation and Rosfinmonitoring were controlling compliance with currency legislation in 2013-2015. The auditors established that during these three years, around 40 billion dollars was siphoned off abroad through illicit trade.

The Central Bank of the Russian Federation annually publishes a report on the amount of dubious bank transactions. Among these, the Central Bank highlights those that have signs of siphoning off money abroad. Of around 1 billion dollars siphoned off from the country in 2019 via dubious transactions, some were directly related to import. Those were advance payments for imported goods, used to siphon off around 277 million dollars, and importing goods within The Eurasian Economic Union (around 184.6 million dollars).
Article 193.1 of the Criminal Code of the Russian Federation

“Performance of foreign currency or Russian currency transfers to accounts of nonresidents with the use of falsified documents”,

along with the Article 174 of the Criminal Code of the Russian Federation “The Legalisation (Laundering) of Funds and Other Property Acquired by Other Persons Illegally”, is used by law enforcement agencies to prosecute persons involved in money laundering. Starting with 2014, when the Article was introduced to the Criminal Code, it was invoked 178 times, and 108 persons were convicted under it.

*According to data by the Dostoevsky service
How to fight TBML
FATF regularly publishes recommendations for both public and private sectors on how to improve anti-money laundering legislation. Rosfinmonitoring actively participates in FATF’s work and improves its practices in accordance with these recommendations. FATF’s latest report, which is dedicated to TBML, also includes a number of recommendations based on already-existing developments by various countries:
  • Raising awareness
Understanding how TBML schemes work is essential for fighting this phenomenon. This concerns both the government bodies whose duty is to uncover and to stop such crimes, and the private sector: banks, their customers and companies that engage in international trade and might become victims of perpetrators due to lack of information.

In 2018, Rosfinmonitoring published their first national risk assessment of money laundering and terrorist financing. This document, made in accordance with FATF recommendations, describes the risk of laundering of illicit income and clarifies measures that can be taken to mitigate it.
As a result of the measures taken, the volume of cross border suspicious financial transactions has been reduced more than 20 times from about 1.7 trillion rubles to 77 billion rubles in 2017.
According to the national risk assessment of money laundering and terrorist financing by Rosfinmonitoring
  • Information gathering and analysis by financial intelligence units
Financial intelligence units collect a lot of valuable data that might help trace TBML. Mainly it’s suspicious transaction reports (STRs), which various organizations and government agencies are obliged to report when they notice signs of suspicious activity by their customers. The more precise and high-quality such reports are, the more efficiently can financial intelligence units work at investigating various money laundering schemes. Suspicious transaction reports provided by lending institutions, non-financial intermediaries (notaries, auditors and accountants), as well as businesses that are involved in international trade, are especially important.

Information technologies are indispensable while processing large amounts of data by financial intelligence units. Construction of graphs, artificial intelligence and machine learning help analyze information, identify patterns and find data inconsistencies that hint at bogus transactions.
  • Cooperation of agencies within one country
Customs authorities have exclusive access to international trade documents, have deep understanding of traffic of goods, supply chains and structure of import and export. This makes their participation in identifying the products whose sale might be used to disguise money laundering especially important.

Constant growth of international trade increases the burden on custom services. To help them efficiently counteract money laundering, it’s reasonable to create special departments within their structure that would fight money laundering.

Automatic data exchange between agencies and coordination of their actions help discover money laundering schemes. This would also suit the interests of law enforcement agencies: behind each attempt to launder money, there is a predicate offence whose profits the perpetrators are now trying to launder.
  • International cooperation
To fight international TBML schemes, it’s very important for competent authorities of different countries to cooperate. Dynamic exchange of information and experience as well as creation of interdepartmental groups help discover all the details of a scheme that goes through several jurisdictions.
In 2017, Russian financial intelligence managed to arrest around 172.4 million dollars worth of assets
Criminals often combine TBML with other methods of laundering of illicit funds, such as using shell companies and straw men as well as transferring money through banks under their control. Therefore, uncovering one element of a crime might lead to disclosing the whole scheme. However, this is only possible with combined efforts from agencies of several countries, as well as well-established dynamic exchange of information between them.


Translation: Nikolay Gorelov
Advocacy and Legal Advice Centre
If you suspect someone has involved in trade-based money launering schemes, please report us
Our goal is a world in which the state, politics, business, civil society and everyday life of people are free from corruption.
105005, Russia, Moscow, Radio Str., 24-2, office 101
info@transparency.org.ru
Confidentiality Policy
The autonomous non-profit organization “Center for Anti-Corruption Research and Initiatives Transparency International-R” was introduced by the Ministry of Justice of the Russian Federation in the register of “non-profit organizations performing the function of a foreign agent”
Made on
Tilda

Trade-Based Money Laundering, или Отмывание денег с использованием торговых операций
Отмывание денег — это придание законного вида доходам от преступной деятельности. Чтобы замаскировать настоящее происхождение «грязных» денег, используют разные схемы — неизменно одно: «отмывают» всегда доходы, полученные в результате преступления, например наркоторговли, уклонения от уплаты налогов или коррупции.

Все более популярным у злоумышленников становится отмывание денег через торговые операции. Например, из России сотни миллиардов рублей ежегодно выводятся за рубеж через фиктивные сделки. Наша цель — рассказать о том, как работают такие схемы, и призвать органы государственной власти всерьез заняться решением этой проблемы.
Видео: Organized Crime & Corruption Reporting Project
Как отмывают деньги через внешнюю торговлю
При отмывании денег с использованием торговых операций товары на самом деле могут вообще не перемещаться через границу. Если же сделка все-таки происходит и какое-то движение товаров в действительности есть, то злоумышленники завышают или занижают стоимость и/или объем товара, многократно выставляют счета за одни и те же партии или указывают неправильные характеристики товара, чтобы обмануть таможенный контроль.

Суть отмывания денег через внешнюю торговлю — это умышленное перемещение через границу незаконных доходов. Как и в любом другом виде отмывания нелегальных средств, это необходимо, чтобы замаскировать настоящее — преступное — происхождение денег и скрыть их обладателей. Это можно сделать и внутри государства, но больший простор для таких операций предоставляет международная торговля. Отмытые деньги злоумышленник получает на банковский счёт за рубежом, где их можно спокойно тратить.
Главная цель отмывания денег через торговлю — перемещение из точки А в точку В не товаров, а преступных доходов, которым нужно придать законный вид.
Эксперты Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) отмечают в своих докладах 2006 и 2020 годов, что до сих пор этому способу легализации преступных доходов уделялось недостаточно внимания.
Хищения государственных средств, преступления, связанные с коррупцией и превышением полномочий, мошенничество в финансовом секторе и незаконный оборот наркотиков определены в отчёте о национальной оценке рисков отмывания денег в качестве наиболее распространённых видов преступной деятельности, являющихся потенциальными источниками незаконных доходов
Из отчета о взаимной оценке ФАТФ в 2019 году
В России противодействие отмыванию денег — задача Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга). Это ведомство отмечает в своем отчете, что выведенные за рубеж средства злоумышленники вкладывают, как правило, в предметы роскоши, покупку и аренду жилой и коммерческой недвижимости или легальный бизнес, а также хранят на депозитных счетах в иностранных банках. Чтобы спрятать настоящих владельцев грязных денег, отмыватели используют компании, зарегистрированные в офшорах.
Схема отмывания денег через торговые операции внешне напоминает обычную международную торговлю. Компания А заключает договор поставки, к примеру, на медицинское оборудование с зарубежной компанией В. Оплатить товар, просто отправив деньги с одного банковского счета на другой, невозможно: банк должен получить от покупателя — компании А — документы для таможенно-валютного контроля. Деньги поступят на счет компании B только после того, как банк проверит подлинность документов и одобрит платеж. К этому времени товар уже окажется у покупателя.

Если на самом деле происходит отмывание денег через торговлю, компании А и В окажутся в сговоре или и вовсе принадлежащими одному лицу или организации. Данные в таможенных декларациях будут искажены, а товар в реальности никогда не пересечет границу. Отмытые деньги тем временем под видом оплаты товара отправятся на банковский счет злоумышленников в другой стране, где на них купят виллу, яхту или картину Клода Моне.

Отмывание денег может принимать вид торговли любыми товарами. Однако, по данным ФАТФ, наиболее часто используются в таких схемах:
золото, драгоценные камни и минералы
автомобили и автозапчасти
сельскохозяйственная продукция и продукты питания
одежда и секонд-хенд
портативная электроника
строительные материалы
заводское оборудование
топливно-энергетическая продукция
ФАТФ поясняет: злоумышленники выбирают, например, товары, которые будет трудно досконально проверить на таможне. Это могут быть большие по объему партии товара невысокой цены вроде одежды и секонд-хенда. Расчет на то, что проверка информации в документах на всю поставку займет неоправданно много времени.

Если на пути к покупателю товары преодолевают не одну границу, а несколько, возможность замаскировать их происхождение возрастает. У товаров, цена которых может варьироваться в широких пределах, трудно определить ее завышение или занижение по документам. Наконец, драгоценные металлы и минералы, добытые незаконно, привлекательны для преступников тем, что после легализации сами могут использоваться в качестве эквивалента денег.
Примеры
Кейс №1

Группа россиян вывела за рубеж почти 1,2 млрд рублей, подделывая таможенные документы. Клиенты злоумышленников, заинтересованные в выводе денег из России, переводили средства на счета подставных компаний, зарегистрированных на нарко- и алкозависимых или бездомных. Затем эти компании имитировали импорт медного порошка и моющих средств в Россию. На самом деле никаких зарубежных поставщиков не существовало, а все документы преступники изготавливали сами.

По таможенным декларациям 40 кг медного порошка стоили 168 миллионов долларов, а моющее средство — больше $1,9 млн. Когда таможня почуяла неладное, была проведена товароведческая экспертиза, и оказалось, что в реальности медный порошок стоит 227 тысяч рублей, а моющее средство — всего 18 тысяч рублей. В 2018 году пятеро злоумышленников были осуждены по ч. 3 ст. 193.1 УК РФ на 7 лет и 6 месяцев лишения свободы со штрафом в размере 600 тысяч рублей каждый.
Кейс №2

С 2012 по 2017 годы четверо перуанцев через подставные компании скупали у преступных организаций золото, добытое нелегальным путем на территории Чили и Перу. Документы они фальсифицировали, чтобы скрыть настоящее происхождение металла, который затем продавали аффинажному заводу в Майами. Американцы, по всей видимости, были в курсе истинного происхождения металла, но все же оплачивали полученный товар банковскими переводами обратно в Чили.

Организованной международной группировке удалось ввезти в США незаконно добытого золота на 3,5 млрд долларов, которые затем вернулись к ним чистыми. После совместного расследования американского ФБР и чилийской полиции гражданам Перу предъявили обвинения в организации отмывания доходов — причем не только от нелегальной добычи золота, но и от торговли наркотиками и взяточничества, а также контрабанды и других таможенных преступлений в США. Именно этому расследованию посвящен один из эпизодов документального сериала Netflix «Dirty Money».
Поддержите борьбу с коррупцией и отмыванием денег
Сколько теряет
российский бюджет
В отчетах российских органов власти нет точной цифры ежегодных потерь бюджета от отмывания денег через торговые операции. Однако косвенно догадаться о масштабах бедствия все же можно.

Счетная палата в 2016 году проверила, насколько эффективно таможенная и налоговая службы, Центробанк и Росфинмониторинг контролировали соблюдение законодательства о валютном регулировании и валютном контроле в 2013–2015 годах. Аудиторы выяснили, что за указанные три года из страны вывели за рубеж через незаконные торговые операции 1,2 трлн рублей.

Центробанк ежегодно публикует данные об объеме сомнительных банковских операций. Среди них ЦБ особо выделяет те, что имеют признаки вывода денег за рубеж. Из 66 млрд рублей, выведенных из страны в 2019 году в ходе подозрительных операций, непосредственное отношение к импорту имели авансовые платежи по импортируемым товарам, через которые утекло 18 млрд рублей, и импорт товаров в рамках ЕАЭС (12 млрд рублей).
Ст. 193.1 УК РФ

«Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов»

наряду со ст. 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» используется правоохранителями для уголовного преследования отмывателей денег. С 2014 года, когда статья была введена в Уголовный кодекс, в судах статью использовали 178 раз, а осудили по ней — 108 человек*.

* на основе данных сервиса «Достоевский»
Как бороться с отмыванием денег через торговлю
ФАТФ регулярно публикует рекомендации для государственного и частного секторов с целью повышения качества антиотмывочного законодательства. Росфинмониторинг активно участвует в работе ФАТФ и совершенствует свои практики на основе этих рекомендаций. В последнем докладе ФАТФ, посвященном отмыванию денег с использованием торговых операций, также приведен ряд рекомендаций, сформулированных на основе уже существующих наработок разных стран:
  • Повышение осведомленности
Понимание того, как устроены схемы отмывания денег через торговлю, лежит в основе борьбы с этим явлением. Это относится как к государственным органам, обязанным выявлять и пресекать такие преступления, так и к частному сектору — банкам, их клиентам и компаниям, занимающимся внешнеэкономической деятельностью, которые могут стать жертвами злоумышленников из-за неосведомленности.

В 2018 году Росфинмониторинг впервые опубликовал Национальную оценку рисков легализации денег и финансирования терроризма. Этот документ, подготовленный в соответствии с рекомендациями ФАТФ, описывает риски легализации преступных доходов в стране и разъясняет меры по его минимизации.
За последние годы объемы финансовых операций с признаками незаконного вывода средств за рубеж сокращены более чем в 20 раз — с 1,7 трлн рублей до 77 млрд рублей в 2017 году
Из Национальной оценки рисков легализации денег и финансирования терроризма, подготовленной Росфинмониторингом
  • Сбор и анализ данных финансовой разведкой
Финансовая разведка агрегирует у себя большое количество ценной информации, которая может помочь обнаружить следы отмывания денег через торговлю. В основном это сообщения о подозрительных операциях (СПО), которые разные организации и госорганы обязаны подавать при обнаружении подозрительной активности со стороны клиентов. Чем точнее и качественнее такие сообщения, тем эффективнее может быть работа финансовой разведки по расследованию возможных схем отмывания денег. Особенно важны сообщения о подозрительных операциях, которые подают кредитные организации, нефинансовые посредники (нотариусы, аудиторы и бухгалтеры), а также бизнес, вовлеченный в международную торговлю.

В обработке большого объема данных, которыми оперирует финразведка, незаменимы информационные технологии. Построение графов, искусственный интеллект и машинное обучение помогают анализировать информацию, выявлять закономерности и находить несоответствия в данных, указывающие на фиктивную торговлю.
  • Взаимодействие ведомств в пределах страны
Таможенные органы имеют исключительный доступ к международным торговым документам, глубоко разбираются в потоках товаров, цепочках поставок и структуре импорта и экспорта. Это делает особенно важным их участие в определении круга товаров, торговля которыми может использоваться для маскировки отмывания денег.

Постоянно растущий объем международной торговли увеличивает нагрузку на таможенную службу. Чтобы она могла эффективно противостоять отмывателям, оправданно создать в ее составе специальные отделы по борьбе с легализацией грязных денег.

Автоматический обмен информацией между ведомствами и координация их действий облегчают выявление отмывочных схем. Это в том числе в интересах правоохранительных органов: за каждой попыткой легализации средств стоит уже совершенное ранее преступление, доходы от которого теперь пытаются «отмыть».
  • Международное сотрудничество и кооперация
В борьбе с отмыванием денег через международную торговлю крайне важно сотрудничество компетентных органов разных стран. Оперативный обмен информацией и опытом, а также создание рабочих межведомственных групп позволяют собрать воедино все составляющие схемы, проходящей через несколько юрисдикций.
В 2017 году российской финансовой разведке удалось арестовать активов за рубежом на сумму около 10 млрд рублей.
Преступники зачастую соединяют приемы отмывания денег через торговлю с другими методами легализации преступных доходов, например используют фирмы-однодневки и подставных лиц или переводят деньги через подконтрольные банки. Таким образом, обнаружение одного элемента преступления может привести к вскрытию всей схемы. Однако это возможно только при объединении усилий ведомств нескольких стран и налаженном обмене оперативной информацией между ними.
Книга жалоб о коррупции
Если вам известны случаи отмывания денег через внешнеэкономические торговые операции – напишите нам в Книгу жалоб
Наша цель — мир, свободный от коррупции. Мы добьемся этого вместе.
107031, Москва, Рождественский бульвар, дом 10/7, стр. 1, пом. I
+ 7 (495) 915-00-19
Политика конфиденциальности
Автономная некоммерческая организация «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» внесена Министерством юстиции РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».
Made on
Tilda