Будьте в курсе
Главное о коррупции в России — в вашем почтовом ящике!
 
Непредставительная власть
Женщины сталкиваются с дискриминацией на всех этапах выборов в региональные заксобрания: они реже избираются на руководящие должности и зарабатывают меньше депутатов-мужчин.
27 декабря 2019
«Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов».

Эбигейл Адамс,
феминистка, жена президента США Джона Адамса.
31 марта 1776 года
По результатам исследования, проведенного на дискриминатоне «Новой газеты» весной 2019 года, в региональных парламентах современной России количество женщин составляет менее 15% от общего количества парламентариев.

Мы завершили своё исследование перед выборами в сентябре 2019 года, поэтому данные, использованные в нашей работе, эти результаты не включают. Статистика по прошедшим выборам в Москве демонстрирует, что количество женщин, избранных депутатами Московской городской Думы в 2019 году, соответствует 40% и остается на уровне выборов 2014 года. При этом наше исследование показало, что средние показатели гендерной представленности в регионах страны гораздо ниже столичных.

Мы проанализировали данные о 500 тысячах кандидатов на выборах на муниципальном уровне, в том числе на уровне административных центров, и на региональном уровне за 2013−2017 годы.
С 2013 по 2017 год в России прошло 28 289 выборов, в которых пытались участвовать или принимали участие 626 229 кандидатов
(уникальных среди них 509 815)
Официальная статистика
В рейтинге гендерного равенства в политической сфере Россия занимает 122 место из 152 и находится между Сьерра-Леоне и Марокко.
Ежегодный рейтинг гендерного равенства ВЭФ за 2020 год
Согласно данным доклада Росстата за 2018 год, в России проживает 78,7 миллионов женщин и 68,1 миллионов мужчин. Логично предположить, что схожее соотношение должно сохраняться среди представителей власти. Однако в том же докладе на государственных должностях по состоянию на 2016 год и должностях федеральной гражданской службы трудится приблизительно 546 тысяч женщин и 212 тысяч мужчин, на государственных должностях субъектов РФ — почти 155 тысяч женщин и 62 тысячи мужчин. Казалось бы, женщин в два раза больше, но более детальная разбивка по уровню иерархии показывает другую картину: чем выше должность, тем выше в процентном соотношении мужчин. На должностях гражданской службы количество женщин уступает количеству мужчин на высших должностях и существенно увеличивается на уровне ведущих специалистов.
Категории и группы должностей женщин и мужчин, замещавших государственные должности и должности гражданской службы субъектов Российской Федерации на 1 октября 2016 года (по данным Росстата)
Нам не удалось найти аналогичную статистику в разбивке по региональным представительным органам власти. Однако, исходя из общих показателей, можно говорить о тенденции на всех уровнях власти.
Чем выше должность, тем меньше на ней женщин. И наоборот: на низких должностях женщин очень много.
Если брать вообще все, то чиновниц много. Но они обычно на нижних уровнях работают. Чем выше уровень — тем меньше там женщин. Это тоже очень известный феномен, и не только российский. Его называют «стеклянный потолок», а иногда — «липкий пол». Женщина должна быть в два раза лучше мужчины, чтобы получить руководящую должность. Поэтому их там меньше.
Галина Михалева
Доктор политических наук, профессор РГГУ
Женщины в региональных парламентах РФ
Ещё на этапе выдвижения кандидатов можно заметить, что на выборы идет всего 26% женщин, они реже побеждают на выборах, хотя чаще принимают в них участие. Количество женщин, выдвигаемых в региональные парламенты, изначально меньше — и из 26% выдвинутых кандидаток до победы доходят лишь 2%.
Например кандидатка от ЛДПР Татьяна Долгинцева пять лет участвовала в 136 кампаниях всех уровней (на муниципальном, на выборах в административном центре области, на региональном) в Курской области, но ни разу не победила. Вполне возможно, что Долгинцева могла быть т.н. «техническим кандидатом» и не собиралась побеждать на выборах, однако таких примеров множество.

Зарегистрированные кандидаты-женщины в два раза реже проходят в региональные парламенты, а если женщину все-таки избирают, она редко занимает руководящие должности (до выборов 8 сентября 2019 года в региональных парламентах всех регионов страны было всего девять женщин спикеров, а доля женщин среди вице-спикеров составляет 16%).
При этом в состав участковых избирательных комиссий, как правило, входят именно женщины — не меньше 70% от общего состава.
Распределение доходов
Процентное соотношение доходов депутатов (₽)
Средний доход мужчин-депутатов региональных парламентов в 2,77 раза выше, чем доход женщин-парламентариев: средний годовой доход мужчин составляет около 14 млн рублей, у женщин — порядка 5 млн рублей.
Больше о доходах и имуществе депутатов можно узнать на сайте проекта «Декларатор»
Мое мнение — женщины однозначно должны быть в парламентах, но у нас так сложилось, что парламент получится мужицкий. Когда идет оценка [законо]проекта, чем более разнообразны взгляды на тот или иной нормативно-правовой акт, тем более качественными получаются принятые решения. Поэтому, что касается женщин, их место, оценка чрезвычайно важны. Колыма опирается на плечи женщин.
Сергей Абрамов
председатель Магаданской областной думы
Женщины, стремящиеся в законодательные органы власти на региональном уровне, сталкиваются с дискриминацией на всех этапах: при выдвижении своей кандидатуры, во время избирательной кампании, они меньше зарабатывают и чаще всего занимают менее ответственные посты, чем парламентарии-мужчины.
Соотношение гендерного состава законодательных собраний и населения регионов России (до 8 сентября 2019 года)
Представленность женщин на федеральном уровне
Для проведения данного исследования мы сделали запрос в Межпарламентский союз и структуру «ООН-Женщины», и нам пояснили, что данные по региональным парламентам на глобальном уровне не компилируются — по оценке ООН, всего около 40 стран имеют в своей структуре управления региональный уровень, поэтому данные по гендеру на международном уровне собираются только о составе национальных парламентов и локальных органов власти. На национальном уровне сбором данных занимается Межпарламентский союз, который предоставил процентное соотношение женщин и мужчин в верхних и нижних палатах парламентов. На 1 февраля 2019 года Россия располагалась на 130 месте из 193. В нижней палате российского парламента 15,8% женщин, в верхней — 18,2%. Согласно теории «критической массы», женщины не могут существенно влиять на какие-либо изменения до тех пор, пока их количество не вырастет от нескольких человек, представленных номинально, до приемлемого уровня, способного влиять на принятие решений и продвижение своих инициатив.
По оценкам ООН, «критическая масса» женщин должна достигать 30% — этот уровень представительства женщин на должностях директивного уровня также был установлен Пекинской платформой действий 1995 года.
В современной политической ситуации в России женщины выполняют определённую функцию, но при этом не являются в полном смысле политически самостоятельными: мы знаем примеры ярких, сильных и успешных женщин, такие как Валентина Матвиенко, Ольга Голодец или Эльвира Набиуллина. Но их функции скорее аппаратные, партийные или хозяйственные. Все эти женщины — хорошие исполнители и лоббисты. Но для самостоятельных и ярких, именно в политическом плане, женщин в российской политике остается не так много места. Причина тому — консерватизм общества.
Международные документы
На международном и национальном уровне подчёркивается значимость равной представленности женщин и мужчин, в частности, это касается международных нормативных актов, которые подписала и ратифицировала Российская Федерация.

«Женщинам принадлежит, на равных с мужчинами условиях, без какой-либо дискриминации, право занимать должности на общественно-государственной службе и выполнять все общественно-государственные функции, установленные национальным законом», — говорится в Конвенции о политических правах женщины, ратифицированной указом Президиума В С СССР от 18 марта 1954 года. Эта Конвенция отражает как пассивные, так и активные избирательные права женщин и является первым документом, где за женщинами признается равное право на участие в управлении государством и право равного доступа к государственной службе своей стране.
Международные документы
На международном и национальном уровне подчёркивается значимость равной представленности женщин и мужчин, в частности, это касается международных нормативных актов, которые подписала и ратифицировала Российская Федерация.

«Женщинам принадлежит, на равных с мужчинами условиях, без какой-либо дискриминации, право занимать должности на общественно-государственной службе и выполнять все общественно-государственные функции, установленные национальным законом», — говорится в Конвенции о политических правах женщины, ратифицированной указом Президиума В С СССР от 18 марта 1954 года. Эта Конвенция отражает как пассивные, так и активные избирательные права женщин и является первым документом, где за женщинами признается равное право на участие в управлении государством и право равного доступа к государственной службе своей стране.
Указом Президиума В С СССР от 19 декабря 1979 года № 3565-Х была ратифицирована Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (она распространяется и на Россию), которая также призывает государства-участников принять все соответствующие меры по ликвидации дискриминации в политической и общественной жизни страны и обеспечить женщинам право избираться во все публично избираемые органы и участвовать в формулировании и осуществлении политики правительства и занимать государственные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления. В соответствии с Конвенцией, страны обязаны предоставлять отчеты каждые четыре года.
Сфера государственного управления является высоко феминизированной. Женщины в составе государственных служащих составляют более 70%. Создание в стране условий, необходимых для раскрытия интеллектуального, творческого, общественного потенциала женщин, его реализации, позволило привлечь в политику, в органы власти на руководящие посты немало ярких, высоко профессиональных женщин.
Из параграфа 135 восьмого периодического доклада РФ о выполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин за 2014 год.
В то же время, в заключительных замечаниях Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин по этому докладу отмечается обеспокоенность низкими показателями участия женщин в политической и общественной жизни, в частности «их низкой представленностью на руководящих должностях, особенно в Государственной думе, Совете Федерации, на министерских должностях и дипломатической службе, ввиду сохраняющихся традиционных и патриархальных взглядов, отсутствия надлежащих мер, включая временные специальные меры, и недостаточности усилий по укреплению потенциала и финансированию избирательных кампаний женщин, желающих выдвинуть свою кандидатуру на выборах, что препятствует практическому участию женщин в политической жизни».

Последний отчёт по выполнению Конвенции Россия представила в конце сентября 2019 года. В докладе подчёркивается, что предыдущие замечания Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин были учтены.

В отчёте отмечается, что «Женщины принимают активное участие в общественно-политической жизни, являются депутатами законодательных органов власти, членами общественных палат, общественных советов, комиссий всех уровней. Деятельность женских общественных организаций носит, как правило, социально-ориентированный характер, нацелена на поддержку семьи, женщин и детей и реализуется в таких сферах, как образование, культура, социальная защита, экология, правовое просвещение, гражданская активность, благотворительность, волонтёрская деятельность, помощь жертвам насилия. Финансовая поддержка женских организаций осуществляется за счёт средств Фонда президентских грантов и средств бюджетов субъектов Российской Федерации».

Помимо международных документов, Россия приняла ряд внутренних документов, направленных на выравнивание гендерного баланса. Принята Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017−2022 годы, утвержден план мероприятий и создан Координационный совет по реализации Стратегии.

В пункте «Расширение участия женщин в общественно-политической жизни» плана мероприятий на 2018 год содержатся три пункта: реализация информационно-просветительских программ, направленных на повышение участия женщин в общественно-политической жизни, оказание государственной поддержки организациям, осуществляющим производство, распространение и тиражирование социально значимых проектов в области печатных и электронных СМИ, направленных на освещение мероприятий, запланированных в рамках реализации Стратегии и оказание содействия общественным организациям и объединениям, реализующим мероприятия по улучшению положения женщин. Отчётность по первому пункту должна быть представлена в виде доклада Правительству Р Ф. В открытом доступе найти этот доклад нам не удалось, но результаты выполнения Стратегии отражены в том числе в Докладе РФ о достигнутых успехах и возникших проблемах в деле осуществления Пекинской декларации и Платформы действий и итоговых документов 23-й спецсессии ГА ООН, прошедшей 4 октября 2019 года. На вопрос «Какие действия предпринимались для содействия участия женщин в общественной жизни и принятии решений?» в документе отмечается:

В последние два года в Российской Федерации серьёзно изменилась система отбора и подготовки управленческих кадров, способных решать задачи прорывного технологического, экономического и социального развития. Сегодня успешно реализуются проекты, направленные на личностный рост специалистов, включающие в себя конкурс «Лидеры России», финалистами которого стали 300 человек (15% — женщины), победителями — 104 человека (12,5% — женщины), а также конкурсы деловых и социально активных женщин: Национальная премия «Женщина года», Международный Форум «Woman who matters», Всероссийский конкурс «Женщина — директор года» и проект «Школа гражданской активности».

При этом неудачи и возникшие проблемы в документе не отмечены.
План мероприятий по реализации Национальной Стратегии действий в интересах женщин на 2019 год нам найти не удалось — распоряжение об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2019—2022 годах Национальной стратегии было утверждено Правительством лишь 7 декабря.
Помимо прочего, в плане упоминаются меры, направленные на «улучшение расширение участия женщин в общественно-политической жизни», а также «совершенствование системы сбора статистических данных, отражающих положение женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах». В части расширения участия женщин в общественно-политической жизни перечислены четыре меры: реализация совместного проекта с Советом Европы (подробностей о проекте в документе нет), оказание господдержки организациям, осуществляющим производство и тиражирование социально значимых проектов в СМИ, оказание содействия НКО и реализация мероприятий по формированию информационного пространства женских организаций в интернете. Ответственность за реализацию плана правительство возлагает на Минтруд России, которое раз в полгода должно предоставлять доклады о ходе его выполнения в Правительство Р Ф.

Информация о Координационном совете по реализации Стратегии находится на сайте правительства России, где в разделе «Документы и события» размещены две новости, датируемые 2017 годом.
Почему это важно
В исследовании, проведённом отделением Transparency International в Чехии в 2014 году, рассматривается вопрос взаимосвязи гендерного равенства и коррупции: множество примеров из разных стран всего мира свидетельствуют о том, что страны, где женщины представлены во власти лучше, менее склонны к коррупции. «В странах, где женщин в парламенте больше, также наблюдается тенденция к созданию большего количества либерально-демократических институтов, более серьёзному контролю в вопросе коррупции, а также «более справедливые системы», где продвигается гендерное равенство». Авторы другого исследования предполагают, что причина взаимосвязи представленности женщин и уровнем коррупции заключается в том, что женщины во власти уделяют больше внимания таким сферам, как борьба с бедностью, образование и здравоохранение, и заботятся о том, чтобы финансовые средства достигли благополучателей без коррупции. Впрочем, есть и отрицательные примеры: в Кыргызстане действуют квоты для женщин в парламентах всех уровней, однако в Индексе восприятия коррупции Transparency International (ИВК) 2018 года страна заняла всего 132 место.

Взаимосвязь гендерного равенства и ситуации с коррупцией в стране можно проследить при сравнении двух исследований: рейтинга представленности женщин в парламентах страны, подготовленным Межпарламентским союзом, и ИВК-2018.
Если сравнить данные, можно заметить следующую особенность: в целом, страны, в которых выше представленность женщин в парламентах, демонстрируют более низкую оценку уровня восприятия коррупции и занимают соответственно более высокие позициях в ИВК.
Соотношение положения стран в Индексе восприятия коррупции 2018 года и доли женщин в нижних палатах парламента
Когда политики начинают искать пути решения этих проблем, голоса женщин помогают учесть более широкий круг общественных интересов и привносят в парламентскую дискуссию дополнительные знания и опыт. Участие женщин, таким образом, позволяет принять во внимание различные точки зрения и обеспечить максимальную информированность парламентариев при выработке государственной политики.

Кроме того, количество мест, занимаемых женщинами в национальных парламентах, традиционно является показателем прогресса в более широком процессе достижения гендерного равенства в общественной жизни. Этот индикатор также используется для оценки выполнения государствами задач 2015 года, установленных Целями в области устойчивого развития ООН (SDG). Одной из задач пятой цели является «Обеспечение гендерного равенства, всестороннего и реального участия женщин и равных для них возможностей для лидерства на всех уровнях принятия решений в политической, экономической и общественной жизни».
Как мы исследовали
Мы использовали данные ГАС «Выборы о всех кандидатах, подавших заявления в избирательные комиссии. Чтобы собрать данные мы создали парсер на Python и провели несколько итераций обработки данных. При этом указание на пол кандидата или кандидатки определялся при парсинге автоматически, по окончанию отчества. Проблемы возникали, когда отчество не было указано, в имени кандидата встречались опечатки или когда пол было затруднительно определить. Кроме того, ошибки встречались и на самом сайте ЦИК: например, встречались кандидаты, родившиеся в 1903 или 1915 году, явные опечатки, ошибки в названиях партий и т. д. Также мы использовали базу региональных депутатов, подготовленную журналисткой РБК Дадой Линделл, пользовались библиотекой russiannames Ивана Бегтина, для определения и проверки пола депутатов, данными Росстата, движения «Голос», сайтов заксобраний и проекта Декларатор.
Выводы
1
Некоторые данные косвенно указывают на схожие показатели между уровнем восприятия коррупции в стране и её позицией в рейтинге гендерного равенства в парламентах стран;
2
Если формально гендерный баланс в законодательной ветви власти в России и выдерживается, то только за счёт депутаток на уровне муниципалитетов, — представленность женщин на уровне законодательных собраний в регионах и муниципалитетах (в том числе, региональных центров) крайне низкая. Прослеживается четкая корреляция: чем выше должность, больше полномочий, доступ к распределению бюджетов и реальной власти — тем меньше вероятность того, что эту должность займет женщина;
3
Россия ратифицировала ряд международных документов, Пекинскую декларацию и платформу действий 1995 года, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, значимость гендерного равенства отмечена в ст. 3 Международного пакта о гражданских и политических правах, координируемого Комиссаром ООН по правам человека, а также приняла Национальную стратегию действий в интересах женщин на 2017−2022 годы, но уровень представленности женщин, принимающих решения, остается низким;
4
В России нет единого органа, который занимался бы продвижением прав только женщин и улучшением их положения.

105005, г. Москва, ул. Радио, д. 24, к. 2, офис 101
+ 7 (495) 915-00-19
Политика конфиденциальности
Автономная некоммерческая организация «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» внесена Министерством юстиции РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».
Наша цель — мир, свободный от коррупции. Мы добьемся этого вместе.